Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - свет

Свет

свет
зрительное ощущение, возникающее в глазу, и видимое излучение, вызывающее такое ощущение. Это как бы две стороны одного явления субъективная и физическая. Первой посвящена статья

Глаз,

а второй статьи

Электромагнитное Излучение;

Оптические Приборы;

Оптика;

Физика.

Ниже дается краткий очерк истории развития представлений о природе света. (Эти представления столь важны для всего хода развития физики, что для полного изложения данного вопроса пришлось бы, пожалуй, написать историю физики.) Ранние представления. О том, что такие представления, дошедшие до нас из древних времен, возникли на очень ранней стадии развития человечества, свидетельствуют как их примитивность, так и их разнообразие. От греков, а также индусов дошли утверждения о том, что зрение есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы, но также и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета. Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита из Абдеры (5 в. до н.э.). Он учил, что свет это поток частиц, обладающих определенными физическими свойствами, к которым не относится цвет (ощущение цвета возникает уже как следствие вхождения в глаз света). Он писал: "Сладость существует как условность, горечь как условность, цвет как условность; в реальности существуют лишь атомы и пустота". Позднее платоники дали весьма сложное объяснение сущности зрения, основанное на гипотезе о трех потоках частиц, исходящих из Солнца, предмета и глаза, сливающихся воедино и возвращающихся в глаз. Положительным в этой теории было то, что признавалась необходимость источника света; однако она не привела ни к каким значительным научным выводам, и, по-видимому, новых идей не возникало до 11 в., когда знаменитый арабский ученый Альхазен (аль-Хасан), теории которого лежат в основе современных представлений об устройстве и функциях глаза, вернулся к мысли, что источником света служит светящийся предмет. В средние века с возрождением наук в Европе пришло понимание того, что правильно объяснить физическое явление можно, лишь полностью изучив происходящее, и этот новый дух науки вызвал особый интерес к оптическим экспериментам. Одновременно с изобретением очков, микроскопа и телескопа в эти же века ученые, такие, как Р. Бэкон, Леонардо да Винчи, Й. Кеплер, Г.Галилей и Р.Декарт, пытались понять физические законы, описывающие истинную природу света. По-видимому, все, кроме Декарта, придерживались эмиссионной теории Альхазена. Декарту же мы обязаны понятием "светоносного эфира" (1637) бесконечно упругой среды, заполняющей все пространство и передающей свет как некое давление. В начале 20 в. эта концепция была оставлена, но лишь после сотни лет интенсивной разработки, в течение которых она порождала весьма глубокие и долгоживущие гипотезы.

Опыты Ньютона. В 1666 приступил к экспериментальному изучению природы цвета И.Ньютон. Его выводы, представленные в ряде сообщений Королевскому обществу, произвели глубокое впечатление на научные круги Европы, опровергнув ряд хитроумных гипотез и впервые четко обозначив те фундаментальные вопросы, на которые следовало ответить. В итоге Ньютон создал теорию цвета в том виде, в каком она существует по сей день. Согласно его теории, белый свет есть смесь всех цветов, а предметы кажутся цветными, поскольку отражают в глаз наблюдателя одни компоненты белого цвета более интенсивно, нежели другие. Все это, как и множество других идей, было не просто изложено, но и подтверждено многочисленными искусными и точными экспериментами, результаты которых предвосхищали и отметали все возможные возражения. Даже сегодня серьезное изучение проблем цвета лучше всего начинать с внимательного прочтения "Оптики" Ньютона, впервые опубликованной в 1704; своими общими научными замечаниями особенно интересно ее 4-е издание (1728). Однако для понимания природы света полученные Ньютоном экспериментальные результаты мало что давали, и здесь он оказался не столь удачлив. Он отверг предположения таких ученых, как Гук и Гюйгенс, основанные на более ранних догадках Декарта о том, что свет представляет собой некие возмущения типа волн (точнее, последовательности импульсов) в светоносном эфире. Между тем эта теория была способна хотя бы качественно объяснить явления интерференции и дифракции света. Ньютон же ошибочно полагал, что ей противоречат явление поляризации света и то обстоятельство, что непрозрачные предметы отбрасывают резкие тени. Его собственная гипотеза состояла в том, что свет это поток частиц; он вообще не находил объяснения явлению поляризации, а явление интерференции (которое одним из первых начал экспериментально изучать) туманно объяснял "трудным и легким преломлением". Огромный авторитет Ньютона обеспечил господство этих взглядов на протяжении многих лет после его кончины.

Волновая теория. Лишь в начале 19 в. Т.Юнг в Англии и О.Френель во Франции создали детальную волновую теорию света, способную ответить на возражения Ньютона, а также просто и убедительно объяснить почти все известные в то время оптические явления. Математическая волновая теория Френеля и его последователей лежит в основе современной теоретической оптики, хотя и представляет собой просто теорию волнового движения. Она не нуждается в гипотезах относительно того, в какой среде происходит движение. Однако физика на протяжении всего 19 в. пыталась найти ответ на этот вопрос. Но при разработке чисто механической теории распространения волн в эфире возникла трудность: для объяснения поляризации света требовалось, чтобы световые волны были поперечными (подобно волнам, бегущим по веревке). Всякая среда, в которой могут распространяться поперечные колебания, должна обладать определенной жесткостью; это требование не удавалось согласовать со свойствами пустого пространства. Огромные усилия в этом направлении, в том числе использование самых мощных из существовавших тогда методов математического анализа, оказались тщетными. Всякая объединенная модель эфира, света и атомов, в которой эфир не оказывал бы воздействия на поведение атомов, давала следствия, которые опровергались экспериментом.

Максвелл. У истоков другого пути поисков природы света лежало открытие Дж.Максвелла, сделанное в 1861 и состоявшее в том, что световые явления связаны с электричеством и магнетизмом. Поначалу эфир рассматривался Максвеллом как сложная механическая система, действие которой проявляется в электрических и магнитных силах, но подчиняется законам механики. На основе уравнений, описывающих этот механизм, Максвелл установил возможность существования электромагнитного поля, способного отделяться от порождающих его зарядов и токов и уже независимо от них распространяться в пространстве с постоянной скоростью 310 745 км/с. Хотя Максвелл не занимался непосредственно построением теории света, совпадение этого числа с величиной скорости света, среднее значение которой по имевшимся тогда данным составляло 311 215 км/с, показалось ему крайне удивительным. (Результаты современных измерений дают 299 792 км/с, что согласуется с расчетами на основе уравнений Максвелла.) 10 декабря 1861 он писал своему другу У.Томсону (впоследствии лорду Кельвину): "Я составлял и решал уравнения, даже не подозревая, что скорость распространения магнитных эффектов может быть близка к скорости света, а потому, думаю, у меня есть основания полагать, что магнитная и светоносная среды идентичны". Однако самой большой заслугой Максвелла было, пожалуй, то, что он сразу же понял: механическая модель не очень существенна для сделанных выводов. В его более поздней работе эти выводы представлены в их современном виде как соотношения между электрическими и магнитными величинами, остающиеся верными независимо от механического объяснения. Г.Герц показал на опыте, что теория Максвелла количественно верна при описании процессов испускания, распространения и поглощения излучения. Эти открытия сделали задачу сторонников эфира еще более сложной, т.к. теперь им следовало дать объяснение не только явлению света, но и электромагнитным явлениям.

См. также Электромагнитное Излучение.

Квантовая теория. Теория относительности Эйнштейна появилась в 1905 и в удивительно короткий срок, учитывая ее радикальный характер, завоевала всеобщее признание. Отчасти это произошло потому, что теория относительности, благодаря глубокой связи с экспериментальными фактами, продемонстрировала, что теорию эфира следует отбросить. Хотя теория Эйнштейна и не давала ответа на фундаментальный вопрос, каким образом распространяется свет, оставляя проблему почти в том же виде, как и во времена Юнга и Френеля, она выбила почву из-под разного рода теорий эфира, доказав, что для данного вопроса нет механистического решения.

См. также Относительность. Когда теория эфира вступала в свою последнюю фазу, столь же фундаментальное и плодотворное замешательство возникло в другой области физики. Еще в 1887 в ходе экспериментальной проверки теории Максвелла Герц был озадачен явлением фотоэффекта (испусканием отрицательных электрических зарядов с поверхности металла под действием света). К 1902 стало очевидно, что теория Максвелла совершенно неверно предсказывает число и энергию электронов, испускаемых при фотоэффекте. Опираясь на высказанную ранее Планком идею, Эйнштейн в 1905 предложил очень простое объяснение фотоэффекта: свет падает на поверхность металла в виде потока частиц (возрождение представлений Ньютона), энергия которых пропорциональна частоте света, и каждая из них выбивает с поверхности один электрон. Пропорциональность энергии частоте записывается в виде E = hn, где E энергия, n частота падающего света, а h универсальный коэффициент пропорциональности, называемый постоянной Планка. Существование дискретных порций энергии, названных квантами, а позднее фотонами, было экспериментально подтверждено в последующее десятилетие. Предложенное Эйнштейном соотношение выполнялось с высокой точностью и нашло свое место в квантовой теории, когда ее впервые применил к строению атома Н.Бор (1912).

См. также

Комптона Эффект;

Фотоэлектрический Эффект;

Квантовая Механика. Однако долгое время физический смысл гипотезы Эйнштейна оставался неясным. Очевидно, что говорить о длине волны как о характеристике механической частицы означало бы смешивать электромагнитные и механические свойства, как это было в 19 в. Очевидно также, что интерференцию света от двух щелей невозможно объяснить каким-либо взаимодействием частиц, поскольку частица должна пройти либо через одну, либо через другую щель, и влиять на ее движение обе щели не могут. Эти и многие подобные вопросы почти 20 лет тревожили сторонников квантовой теории, вздохнувших с облегчением лишь с появлением в 1925 ее современного варианта. Решение было простым, изящным и полностью согласовалось с экспериментом: свет представляет собой волну, но не механическую, пока не происходит обмен энергией с веществом. Переход энергии от света к веществу или от вещества к свету подчиняется соотношению E = hn. Данное соотношение является математическим следствием теории, которая предсказывает, что то же самое справедливо для волны любой природы, например звуковой. В обыденном же опыте дискретность испускания и поглощения энергии не обнаруживается по той причине, что энергия квантов, как правило, мала и лишь поток большого их числа может вызвать зрительное ощущение. (Например, нормальный человеческий глаз, полностью адаптированный к темноте, едва воспринимает освещенность, соответствующую попаданию в глаз примерно 60 фотонов в секунду, а обычные уровни освещенности во много тысяч раз больше.) В то же время фотоэффект и комптон-эффект, которые отражают воздействие отдельных фотонов, а также поглощение звука в кристаллах (соответствующие кванты называют фононами), хорошо известны в физике твердого тела. В настоящее время состояние теории света можно считать удовлетворительным в том смысле, что не осталось значительного объема необъясненной экспериментальной информации. Однако, как видно из истории развития представлений о природе света, нельзя уверенно предсказать судьбу физической гипотезы.

ЛИТЕРАТУРА

Ландсберг Г.С. Оптика. М., 1976 Брилл Т. Свет: Воздействие на произведения искусства. М., 1982 Апресян Л.А., Кравцов Ю.А. Теория переноса излучения. М., 1983

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  м. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от горящего тела, солнца; свет чужой, отражательный, от темного тела, на которое падает прямой свет. Свет денной, солнечный: свет огневой. Свет ширится лучами, от точки повсюдно, образуя шар. Отойди от свету, не заступай свету, не засть, не стой в свету, против света. Свет настал, рассветает, солнце всходит. Чуть свет, набрезгу, зарей, на заре. Светом крыто, ветром огорожено, ничего нет. В теми свет виден, зарево, огонек, или сиянье, блеск. Летом свет во всю ночь, светло. Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь больше увидишь (здесь свет может означать и мир). Ни свет, ни заря (рано). От солнца бегать, света не видать. Тьма света не любит злой доброго не терпит. Один женился свет увидал; другой женился -с головою пропал. Ты мой свет в окне. Не отлагает свет заутрени, ни тьма вечерни. Чтоб мне свету Божьего не взвидеть! Первый вечер (весной) играют до бела света. Кто нечаянно завидит свет в своем доме жди...
Толковый словарь Даля
2.
  [энергия] сущ., м., употр. наиб. частоМорфология: (нет) чего? све́та и све́ту, чему? све́ту, (вижу) что? све́т, чем? све́том, о чём? о све́те и на свету́искусственное и естественное освещение1. Светом называют лучистую энергию, которая делает окружающий мир видимым. Яркий, тусклый свет. | Солнечный, естественный свет. | Свет луны, звёзд.2. Светом называют электрическую энергию, а также устройство для освещения помещений, улиц и т. п. Электрический свет. | Зажечь в комнате свет.3. Светом называют освещённое место, светлое пространство. Сесть ближе к свету. | Быть на свету.4. Если кто-либо через что-либо смотрит на свет, то это означает, что этот человек смотрит сквозь какой-либо предмет на источник света, проверяя его чистоту, истинность и т. п. Качество куриного яйца можно проверить на свет.5. Зелёный, жёлтый, красный свет — это сигналы светофора для водителей и пешеходов, регулирующие начало и прекращение движения по дороге, через дорогу. Многие водители начали ездить на красный свет.6. Если чему-либо даётся зелёный свет, то это означает, что какое-то явление встречает чьё-либо активное одобрение, энергичную поддержку.время суток7. Светом...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  1. м.1) а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.б) Освещение, исходящее от какого-л. источника.в) перен. Внутренняя озаренность, возникшая под влиянием какого-л. чувства.2) а) Место, откуда исходит освещение.б) Освещенное место, пространство.3) Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улице.4) разг. Восход солнца; рассвет.5) Светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещенность какого-л. участка изображаемого; блик.6) Употр. как символ истины, разума, просвещенности или радости, счастья.2. м.1) Земля, Вселенная.2) Люди, населяющие Землю.3. м.1) Общественная среда, общество.2) Избранный круг, высшее общество.3) устар. Жизнь мирян; светская жизнь (противоп.: монастырская жизнь). ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  СВЕТ1. СВЕТ, -а (-у), предл. в све́те, на свету́; м.1. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Солнечный с. Дневной с. С. луны. С. свечи. Луч света. Скорость света. Преломление света. Свет и тьма. Электрический с. С. фонаря. Лампа дневного света (люминесцентная лампа).2. Место, откуда исходит освещение, освещённое место, пространство, где светло. Встать спиной к свету. Ставить что-л. на с. Повернуть к свету. Сесть ближе к свету. Со свету ничего не видно в комнате. Быть на свету. В два света (с двумя рядами расположенных друг над другом окон в помещении).3. Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улицах. Зажечь в комнате с. Выключить с. Погасить с. Зелёный, жёлтый, красный с. (сигнал светофора). Смотреть на с. что-л. (смотреть сквозь предмет на источник света, проверяя его чистоту, истинность).4. Разг. Рассвет, восход солнца. Проснуться перед светом. С. забрезжил. Чуть с.; чем с. (рано утром). Ни с. ни заря (очень рано).5. Иск. Светлое место, пятно на картине, передающее наибольшую освещённость какого-л. участка изображаемого. Контрасты...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  Содержание: 1) Основные понятия. 2) Теория Ньютона. 3) Эфир Гюйгенса. 4) Принцип Гюйгенса. 5) Принцип интерференции. 6) Принцип Гюйгенса-Френеля. 7) Принцип поперечности колебаний. 8) Завершение эфирной теории света. 9) Основание эфирной теории. 10) Значение материи в световых явлениях. 11) Электромагнитная теория света. 12) Невидимый свет.1) Основные понятия. Здесь рассматривается слово С. в смысле той идеи, которая образуется в уме каждого человека на основании его гла5зных ощущений. В науке эта идея весьма разработана, причем, кроме обычных световых ощущений, наблюден целый ряд явлений, в которых резко выступают различные качества "С.". Предсказывая эти явления и распоряжаясь их разнообразием в пределах, указываемых законами С., наука чувствует себя в положении обладающего явлениями С., происходящими до глазного ощущения, и потому научная идея о С. распространяется на внешний мир даже и тогда, когда не предвидится светового ощущения, т. е. на явления так наз. невидимого С. Первичные световые явления суть: 1) прямолинейное распространение С., порождающее понятие о лучах, имеющих определенное направление — от источника С. к глазу (в...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
6.
  -а (-у), л“. 1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым;электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды (перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым). 2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете. 3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с. 4. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и оо свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; оазг.). Чуть с. (едва начало рассветать). 5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мои ясный! * В два света — о Помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света. В свете чего, предлог с род. п. — с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий. В свете каком (видеть, представлять) — в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете. Пролить или бросить свет на что (книжнЛ — разъясняя, сделать...
Толковый словарь Ожегова
7.
  света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим светом. Друммондов свет (Яркий, излучаемый известью, накаливаемой в пламени гремучего газа; физ.) (по имени англ. инженера Друммонда). || освещение, исходящее из какого-н. источника и воспринимаемое зрением. Яркий свет. Слабый свет. Солнечный свет. Лунный свет. В окнах зажегся свет. Свет погас. Дайте свет, ничего не видно. Свет висячей лампы падал ей прямо на голову. М. Горький. От соединения дневного света с огнем печи образовалось неопределенное и утомлявшее глаза освещение. М. Горький. Озаряется утренним светом вся земля. Пришвин. Прекрасны вы, брега Тавриды, когда вас видишь с корабля при свете утренней Киприды (планеты Венеры). Пушкин. при электрическом свете. 2. только ед. место, откуда исходит освещение, направление светового луча. Подойдите поближе к свету. Очутившись ночью в незнакомой местности, я пошел на свет. Стать против света. || Освещенное место, пространство, там, где светло. Выйти на свет. На...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины