Энциклопедия Кольера - сы сян
Сы сян
"Четыре символа" нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии, восходящий к приписываемой Конфуцию, но реально сложившийся, вероятнее всего, в 5-3 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу и Си цы чжуань (I, 11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: "Перемены имеют великий предел (тай цзи).
Это рождает двоицу образцов (инь и ян). Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)". В ицзинистике как центральной части методологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт прерванной и целой, представляющих силы инь и ян.
Этим изображениям соответствуют такие элементы "преднебесного" (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян (Шао Юн), или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), или мантические термины "счастье" (цзи) и "несчастье" (сюн), "раскаяние" (хуй) и "сожаление" (линь) (Ван Чуаньшань), или парные категории "счастье несчастье", "изменение превращение", "раскаяние сожаление", "твердое мягкое" (Чжан Цзай), или четыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (Хуй Дун, 1697-1758).
Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян это четыре времени года (Юй Фань, 164-233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574-648).ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997 .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1651 | |
2 | 1349 | |
3 | 1282 | |
4 | 584 | |
5 | 574 | |
6 | 491 | |
7 | 456 | |
8 | 449 | |
9 | 403 | |
10 | 402 | |
11 | 395 | |
12 | 394 | |
13 | 392 | |
14 | 383 | |
15 | 381 | |
16 | 374 | |
17 | 369 | |
18 | 367 | |
19 | 360 | |
20 | 357 |