Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - таинство

Таинство

таинство
(греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Христианский сакраментализм основан на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Христа, продолжается в церкви, поэтому определенные священнодействия, установленные по воле Христа, рассматриваются как видимые образы и источник благодати, сообщаемой им людям. Христианские конфессии расходятся в понимании и оценке природы, действенности, числа и необходимости христианских таинств, а также в способах их совершения.

Природа. Традиционное христианское учение о таинствах выражается в классической формуле, которая восходит к Августину, определявшему таинство как "видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку". Петр Ломбардский (ум. 1160), разъясняя эту формулу, говорил, что таинство есть знак невидимой благодати в том смысле, что оно является ее видимым образом и действующей причиной. Это разъяснение принимают и Римско-католическая церковь, и Восточные церкви. Протестанты в целом отрицают здесь строго причинную связь: для них таинства просто символизируют благодать.

Действенность. Католическая церковь проповедует учение о таинствах, принятое Тридентским собором и гласящее, что тем, кто не противится, таинство сообщается уже "в силу свого совершения" (ex opere operato). Последнее означает, что действенность таинств зависит исключительно от божественной воли, выраженной в установлении таинств Христом и в его обетованиях. Бог есть главная действующая причина (causa efficiens) благодати, человечество Христа есть сопряженная с ней орудийная причина (causa conjuncta instrumentalis), а сами таинства орудийные причины, не сопряженные с Божеством. Восточные церкви придерживаются сходного учения о действенности таинств. Протестантские же богословы, исходя из своего понимания оправдания, видят в таинствах знаки и свидетельства благой воли Бога по отношению к людям или верности людей Богу. На этом основаны все протестантские доктрины, касающиеся таинств: их объединяет то, что на первый план они выдвигают веру и что они отвергают жесткую причинно-следственную обусловленность.

Число таинств. Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли его ко многим священнодействиям, однако в 12 в. число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. Квакеры и Армия спасения вообще не признают таинств.

Необходимость. Теологи проводят различие между необходимостью средства и необходимостью, налагаемой предписанием. Католики считают, что крещение, принятое in re vel in voto (действительно или в намерении), необходимо для всех как средство спасения, протестанты же полагают, что необходимость крещения обусловлена заповедью, данной Христом, но что оно не является обязательным и единственным средством спасения.

Совершение таинств. В вопросе о том, кому могут быть преподаны таинства и кто должен их совершать, а также в обрядах и ритуалах совершения таинств расхождения между церквами многочисленны и значительны. Одно из расхождений связано с различением того, для кого восприятие таинств возможно и для кого дозволительно. Так, считается, что всякому человеку, который еще не был крещен, возможно принять крещение. Взрослый человек должен иметь сознательное намерение (подразумевающее веру), чтобы воспринять это таинство. У католиков, православных и большинства протестантов последнее требование не распространяется на младенцев, однако баптисты отвергают крещение младенцев. В вопросе же о том, кому дозволено восприятие таинства, существует еще большее число церковных ограничений. Обычно таинства совершаются священниками или специально поставленными для этого лицами. Однако в Римско-католической церкви таинство брака осуществляется самими лицами, вступающими в брак. Таинство крещения, в случае острой необходимости, может совершать любой христианин.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ср.Церковный обряд, обладающий чудодейственной силой и сообщающий верующим особую благодать (крещение, бракосочетание и т.п.). ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  ТА́ИНСТВО -а; ср.1. В христианстве: церковный обряд, приобщающий верующих к божественной благодати. Т. исповеди. Т. крещения. Т. бракосочетания. Т. отпевания, соборования. Т. причащения. Т. миропомазания. Т. священства. Поругание таинства. Совершать таинства. Принять т.2. Книжн. = Та́йна. Т. красоты. Т. науки, природы.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  (μυστήριον, sacramentum). — Слово Т. в Свящ. Писании первоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. XIII, 2). В особенности этим словом обозначается божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. III, 16), которое изображается тайною, непостижимою ни для кого, даже для самих ангелов (Римл. XIV, 24; Ефес. I, 9; III, 3—9; Колос. IV, 3; 1 Петр. I, 12). В еще более частном смысле слово Т. в Свящ. Писании означает такое отношение божественного домостроительства к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в видимом (1 Кор. IV, 1). В приложении к церковным священнодействиям слово Т. обнимает и то, и другое, и третье понятие: по учению православной церкви, "таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия". Отсюда необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, т. е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из Т., напр. о причащении, крещении и покаянии Спаситель говорил уже во...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
4.
  -а, ср. В христианстве: церковный обряд, предназначенный для приобщения верующего к божественной благодати. Таинства православной и католической церкви (крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание, священство). Таинства лютеранской церкви (крещение и причащение). Таинства англиканской церкви (крещение, причащение, церковный брак). II прил. таинственный, -ая, -ое. ...
Толковый словарь Ожегова
5.
  таинства, ср. 1. То же, что тайна в 1 и 2 знач. (устар.). Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета. Пушкин. Я открою пред тобой все таинства премудрости земной. Лермонтов. 2. Обряд, имеющий, по христианскому учению, чудодейственную силу и сообщающий верующим особую благодать, напр. крещение, причащение и др. (церк.). ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины