Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - воскресенье

Воскресенье

воскресенье

(англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца древними римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о воскресении Иисуса Христа; 5) с представлением шотландских пресвитериан о воскресенье как дне отдыха.

Это представление усвоили пуритане в штате Массачусетс, что привело к принятию т.н. воскресных (или "голубых") законов, запрещавших трудовую деятельность в этот день. Солнцепоклонничество доминировало у древних народов вплоть до 5 в. В Древнем Египте обожествленное солнце выступало в виде бога Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов пирамид.

Наиболее распространенным символом египетской религии стал Атон ("солнечный диск") с распростертыми крыльями сокола. На дошедших до нас вавилонских печатях солнце изображалось в виде божества, выходящего из дверей, которые открывают его служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть. Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии, где говорится, что "оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще" (Пс 18:6).

Израильтяне, вступившие в Палестину, обнаружили у местного населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону (слово "хамман", возможно, означало изображение солнца на алтарях божества). В незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В зороастризме это божество называлось Язата, это сила света, помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра возвысился и стал ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э., стал популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце концов был признан римскими императорами. С очень древних времен римляне отмечали каждый восьмой день как праздник.

А поскольку они испытали влияние не только процветавшего культа Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно начали отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, "день солнца", пришел на смену dies Saturni дню Сатурна. Самый древний из известных нам законов о воскресенье был введен эдиктом императором Константином в 321. В нем указывалось, что "городские власти, горожане и ремесленники" должны воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца.

Первые христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев (каждый день назывался в соответствии со своим порядковым номером), но к концу 3 в. в западном христианстве распространились названия дней недели, соответствующие названиям планет, а в 4-5 вв. там окончательно утвердились языческие названия дней недели. Как было сказано выше, в тот же период распространение восточных культов солнца способствовало утверждению в Риме почитания дня солнца как первого дня недели, в которой каждый день был посвящен определенной планете.

Во всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день для воспоминания о воскресении Христа, "солнца правды". В Новом Завете содержатся указания на то, что уже в самый ранний период христиане собирались в первый день недели "для преломления хлеба", а возможно, и для сбора добровольных пожертвований (Деян 20:7; 1 Кор 16:2).

Христианский апологет Юстин Мученик (середина 2 в.) описывает, как "в день, именуемый днем солнца", все христиане горожане и сельские жители собирались для получения наставлений в Священных Писаниях, для молитвы, раздач хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан указывает, что христиане "превратили день солнца в день радости, но вовсе не для того, чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало никакого места в их религии". Первым из отцов церкви Тертуллиан заявил, что христиане по воскресеньям должны воздерживаться от мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было издано множество императорских декретов, которые все строже запрещали труд в воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории, церковь выделила воскресенье как святой день.

См. также Шаббат. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  воскресе́ньесущ., с., употр. частоМорфология: (нет) чего? воскресе́нья, чему? воскресе́нью, (вижу) что? воскресе́нье, чем? воскресе́ньем, о чём? о воскресе́нье; мн. что? воскресе́нья, (нет) чего? воскресе́ний, чему? воскресе́ньям, (вижу) что? воскресе́нья, чем? воскресе́ньями, о чём? о воскресе́ньях1. Воскресенье — это седьмой день недели, следующий за субботой (обычно день отдыха). В воскресенье мы идём в театр. | Какие у тебя планы на воскресенье?2. Прощёным воскресеньем называют последнее воскресенье перед Великим постом, когда православные верующие просят другу друга прощения.• воскре́сный прил. Воскресный день. Воскресная прогулка.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
2.
  ср.1) Седьмой день недели, следующий за субботой.2) Выходной день. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  ВОСКРЕСЕ́НЬЕ -я; мн. род. -ний, дат. -ньям; ср. Седьмой день недели, следующий за субботой (обычно день отдыха). Поехать на дачу. в в. Прощёное в. (церк.; последнее перед Великим постом, когда православные верующие просят друг у друга прощения). ● В христианской религии: еженедельный праздник, установленный в честь чудесного воскресения Иисуса Христа. ◁ Воскре́сный, -ая, -ое. В. день. В. отдых. В-ая школа (учебное заведение для взрослых, занятия в котором проводятся по воскресеньям).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  В., первоначально у всех почти славян называемое неделей (оттого, что в этот день ничего не следует делать, а только отдыхать и молиться), иногда олицетворяется в народных сказаниях; особенно же такое олицетворение встречается часто в сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких. Здесь св. воскресение является под названием св. Недельки и св. Анастасии, в то время как св. Пятница принимает иногда имя св. Параскевы. Св. Неделька представляется обыкновенно под видом доброй женщины, которая своими советами и подарками помогает героям и героиням сказаний; поверье это особенно популярно в Сербии, где до сих пор думают, что неделя есть святая жена, а "света Петка (т. е. Пятница) Недjелина мajкa". Насколько поверье древне, видно хотя бы из Паисиевского сборника, в котором помещено слово, обличающее обожание Недели и советующее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Иисуса Христа. Подобные же поверья соединены и с другими днями недели, например со средой.И. Л.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 ...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
5.
  -я,род.мн. -ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха. II прил. воскресный, -ая, -ое. В. день. ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  воскресенья, ср. Название одного из семи дней недели. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины