Поиск в словарях
Искать во всех

Современный толковый словарь - абрамцево-кудринская резьба

 

Абрамцево-кудринская резьба

абрамцево-кудринская резьба
художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах.

В первые годы работы большую помощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказали профессиональные художники В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.Изделия Ворноскова и его последователей ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева.

В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов веточек, завитков, розеток к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.В 1922 в Кудрине была организована артель "Возрождение", которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.Литература:Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961.Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство.

М., 1974.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979.Национальный стиль в русском искусстве XIX начала XX века: Каталог выставки. М., 1990.Мамонтова Н. Н. "Русский стиль" второй половины XIX в. и художественные промыслы // Русское искусство XIX начала XX веков. М., 1992.Н. В. ГаевскаяА.

Л. Иорданский .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1089
2
793
3
791
4
786
5
758
6
735
7
731
8
641
9
606
10
581
11
558
12
549
13
539
14
539
15
535
16
519
17
514
18
512
19
511
20
506