Казачий словарь-справочник - иосаф св
Иосаф св
ИОСАФ СВ.
епископ Белогородский и Обоянский; до монашества Иоаким Андреевич Горленко. Родился 8 сентября 1705 г. в г. Прилуки на Полтавщине; родители его: бунчуковый товарищ Андрей Дмитриевич Горленко и Мария Даниловна, дочь будущего гетмана Даниила Апостола. Отец его в 1709 г. участвовал в неудачной попытке отделиться от России и потому, вместе с гетманом Мазепой, должен был уйти в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, допросы и следствия, потерял все богатое имущество, выселен на жительство в Москву, годами претерпевал унижения, насилия и нужду. Может быть, благодаря постоянным гонениям, некоторые члены многострадальной семьи Горленко посвятили себя служению Богу и ушли в иночество. Кроме св. Иоасафа, так поступил его брат Михаил, его дядя и тетка по отцу, который и сам закончил жизнь отшельником в лесной келий. Восьми лет маленького Иоакима отдали учиться в Киевскую академию. Там у него рано созрело влечение к монашеской жизни. В 1723 г., не окончив еще академии, он поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь, где два года провел в суровом посту и воздержания. Принятый во иноки, возвратился в академию, закончил старший 6огословский курс и принял окончательное пострижение в Киево-Братском монастыре, с именем Иоасафа. В 1757 г. он посвящен из иеромонахов во игумены Лубенского монастыря, в 1739 г. в сан архимандрита Мгарского монастыря, в 1745 г. перемещен на пост наместника в Троицко-Сергиевскую лавру. 2-го июня 1748 г. архимандрит Иоасаф хиротонизован во епископы Белогорода и Обояни. На этом посту оставался до самой смерти деятельным архипастырем и усердным молитвенником. Вознесенный на такую иерархическую высоту, владыка не возгордился, не почувствовал себя князем Церкви, а оставался все тем же скромным ее служителем и деятелем просвещения среди духовенства и Народных масс. В многочисленных храмах своей епархии он застал неустройство, убогость и грязь. Прихожане жили в духовной темноте и дикости. Требовались новые кадры образованных служителей Церкви. По мнению святителя, именно Духовенство должно было стать источником и рассадником морального подъема, должно было искоренить грубость нравов в семейных и общественных отношениях, ознакомить прихожан с истинами веры, научить относиться с уважением к святостям. Поэтому особенной опекой он окружил Харьковский коллегиум, готовивший будущих священников. Многие прежние пастыри не отвечали своему назначению. Одни были совсем малограмотными, другие постоянно нарушали правила морали и нравственности. Зазнавшиеся протопопы на благочиниях несправедливо притесняли приходских батюшек, обижали прихожан, не раз бывали жестоки со своими крепостными. Епископ И. ограничил их самовластие, учредив коллегиальное управление делами в составе самого протопопа, проповедника и грамотного священника. Он снабжал церковные причты самыми подробными указаниями, заставлял их учиться, а нерадивых строго наказывал для блага Церкви и мирян. Сам Святитель не гнушался народа. Объезжая епархию, останавливался на ночлеги не у помещиков, а в казачьих и крестьянских хатах, раздавал нуждающимся большие суммы денег, тайно посылал милостыню. Были случаи, когда он, купив для больных и немощных бедняков .дрова, сам их и колол. Так в служении Церкви и народу прошло 29 лет. Святитель всю жизнь отличался слабым здоровьем и не очень за ним следил. Умер он 10 декабря 1754 г., всего 49 лет отроду. Погребен в маленьком склепе-усыпальнице при Белгородском Троицком соборе. Здесь вскоре было обнаружено, что его тело не подвергается разложению. Академик В. Ф. Зуев, описывая достопримечательности на пути из Петербурга в Херсон, рассказывает, что в том склепе было погребено трое, но он один уже 28 лет лежит нетленен..., все тело, так как и платье и гроб, в котором он был положен, ни мало не повредилось, выключая, что уж не так новы, как были. Лицо немного почернело и видно от сырости заплеснело, руки заскорбли; у ног следы засохли, а в икрах еще мягковаты. Таковая через толь долгое время нетленность произвела в народе особливое почитание». Толпы богомольцев стали приходить на поклонение, стали говорить о многих чудесах, свершившихся при его мощах. Народ считал его Божьим угодником, чуть ли не от самого его погребения и много раньше, чем духовные власти. Нетленным его тело оставалось и в дальнейшее время. Церковное прославление Святителя Иоасафа Белгородского произошло только 4-го сентября 1911 г. в Белгороде, при огромном стечении паломников. Жизнеописание этого святого Казака помещено в первом выпуске Курского Патерика в 1914 г. под заглавием: «Сказание о жизни, подвигах и чудесах Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белогородского и Обояйского»; там описано также 545 чудесных явлений, совершившихся при его гробе до 3-го июня 1911 г. Джорданвильский монастырь в С. Ш А. выпустил в 1962 г. сокращенное издание жития под тем же названием.
Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.
Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор издатель А.И.Скрылов
1966-1970
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2072 | |
2 | 1338 | |
3 | 629 | |
4 | 558 | |
5 | 538 | |
6 | 511 | |
7 | 495 | |
8 | 468 | |
9 | 376 | |
10 | 371 | |
11 | 366 | |
12 | 358 | |
13 | 354 | |
14 | 349 | |
15 | 341 | |
16 | 340 | |
17 | 335 | |
18 | 333 | |
19 | 329 | |
20 | 306 |