Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - фильд джон

Фильд джон

фильд джон

(John Field) — род. в Дублине 16 июля 1782 г., умер в Москве 11 янв. 1837 г. Известный в Англии под именем "русского Фильда" знаменитый композитор и пианист провел большую часть жизни в России. Как композитор Ф. занимает видное место в истории фортепианной литературы всех стран, как виртуоз он восхищал всю Европу, но как педагог он имел значение исключительно для России.

Отец и дед Фильда были музыканты, и первые уроки музыки он брал у деда, крайне строгого учителя, отбившего у мальчика охоту заниматься. Известный музыкальный писатель Фетис рассказывает, что Ф. ему жаловался на "немилосердное отношение к нему отца и деда, принуждавших его заниматься музыкой весь день, так что он уже решил бежать из дому; но, к счастию для него, его вскоре за тем отправили в Лондон к одному из известнейших в то время учителей и виртуозов, к знаменитому композитору Муцио Клементи.

Клементи пользовался, как педагог, большою славою во всей Европе, так что около него постоянно собирался кружок талантливых музыкантов, приезжавших к нему со всех концов света. Одним из способнейших учеников его был однако Ф., достигший, благодаря учению и влиянию Клементи, той высокой степени совершенства в игре на фортепиано, которая выдвинула его в ряд первых виртуозов мира.

Ф. не только учился у Клементи, но жил с ним, был его помощником в депо роялей, которое Клементи открыл в Лондоне, и сопровождал его в концертных путешествиях. Так, в 1802 г. Клементи предпринял вместе с Фильдом большое путешествие; в Париже игра Фильда очень понравилась; исполнение им фуг Баха и Генделя обратило внимание музыкантов на выдающийся талант молодого виртуоза.

В Вене Ф. брал уроки теории музыки у известного музыканта-педагога Альбрехтсбергера, а оттуда вместе с Клементи отправился в Россию. В С.-Петербурге Клементи оставался до 1804 г., давая уроки и концерты; в последних Ф. принимал деятельное участие, и с большим успехом. Известный композитор Л. Шпор (Spohr), находившийся в то время также в России, отозвался впоследствии в своей автобиографии с большою похвалой об игре Фильда, говоря, что он, касаясь клавишей, восхищал всех.

Ф. несколько раз заменял Клементи на концертах в Английском клубе, управление которыми было поручено последнему, а по отъезде Клементи, дал в 1804 г. свой первый самостоятельный концерт в филармоническом зале: публики было много, успех был громадный. С тех пор Ф. давал концерты не только в С.-Петербурге, но и в других городах России, всюду очаровывая слушателей; он часто был приглашаем на концерты в аристократических кружках и давая много уроков, приобрел славу замечательного педагога.

Не менее привлекательна была личность Фильда: не зная вражды и зависти, он был благороден, великодушен и щедр; к талантам относился сочувственно и дружественно, всегда готовый помочь советом и делом не только им, но и вообще всякому, обращавшемуся к нему; когда же он садился за рояль и извлекал из него волшебные звуки, он восхищал и очаровывал всех.

В "Сыне Отечества" 1834 г. есть статья о Фильде, составленная по указаниям одного из его учеников, в которой говорится, что его игра отличалась необыкновенной чистотой и нежностью и удивительной выразительностью; ровность гаммы или постепенное усиливание или ослабление звуков были неподражаемы, туше дивно. Ho гораздо более веса имеет отзыв знаменитого Листа об игре Фильда, помещенный в предисловии к изданию Фильдовских ноктюрнов; этот отзыв сводится к следующему: когда Ф.

сидел за роялем, то публики для него не существовало, и ему было все равно, были ли довольны его игрой, или нет. Характер Фильда влиял на его игру, а игра — на характер; в преклонных летах Ф. любил тишину, говорил тихо и протяжно; так он и играл: спокойно и плавно. Сидел он за роялем неподвижно, руки держал необыкновенно спокойно; спокойствие игры производило даже впечатление бесчувственности или лени; между тем слышались дивные звуки; игра походила на импровизацию; разнообразие звуков и переходы между ними были поразительны, узорчатые арабески и украшения очаровательны по нежности и тонкости исполнения; к то же время главный мотив никогда не терял своей ясности и полноты.

Переселившись в 1822 г. в Москву, Ф. продолжал концертировать и преподавать музыку. В Москве у него развилась кишечная болезнь, причинявшая ему впоследствии ужасные страдания. С целью посоветоваться о своей болезни с иностранными врачами, Ф. в 1830 г. предпринял путешествие за границу, давая на пути концерты во всех значительных городах.

В Англии, куда он прибыл в 1831 г., он еще застал в живых своего старого учителя и друга Клементи († 1832). В Лондоне болезнь Фильда обострилась; была сделана операция, которая, хотя и доставила ему некоторое облегчение и возможность продолжать путь и давать концерты, однако болезни не устранила, а повела к бесконечному повторению операций.

В Париже Ф. был встречен известными композиторами Россини и Керубини; на концерте, данном им в зале консерватории, присутствовал весь музыкальный мир Парижа, со вниманием следя за своеобразной игрой, слава о которой распространилась по всей Европе. После короткого пребывания в Брюсселе и Антверпене Ф. поехал на юг Франции, в Швейцарию и Италию и играл, между прочим, в Милане, Венеции и Флоренции.

В Неаполе Ф. был вынужден около десяти месяцев пролежать в лечебнице, страшно страдая от несколько раз повторенных операций. Пробыв некоторое время на острове Искии, он, еще больной и слабый, отправился обратно в Россию. Вернувшись в Москву, Ф. прожил еще несколько лет, но его здоровье было сильно потрясено; в январе 1837 г. он простудился, вследствие простуды усилилась многолетняя болезнь и преждевременно свела его в могилу.

Во всех газетах и журналах печатались некрологи и биографические очерки Фильда, и вскоре был сооружен памятник на его могиле; но более прочным памятником являются его сочинения и то значение, которое он имеет в истории фортепианной литературы и в истории музыкального развития в России.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):