Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - павленко андрей николаевич

Павленко андрей николаевич

павленко андрей николаевич

(р. 14.10.1958) — спец. по филос. науки; д-р филос. наук, вед. н. с. Род. в Риге. Окончил филос. ф-т МГУ (1985), асп. того же ф-та (1988). Канд. дисс. — "Тенденции эволюции научной космологии" (1989); докт. дисс. — "Реконструкция эпистемологических оснований европейской космологии" (1999). В 1990 принят науч. сотрудником на работу в отдел "Философии науки и техники" ИФ РАН. С 1997 — ст. н.с, с 2000 — вед. н. с. ИФ РАН. Осн. сфера филос. интересов — филос. и методология науки, эпистемология и онтол. В обл. методолог, науки в работах 1988—1994 было показано, что совр. космологич. теории (инфляционные модели) и сопряженные с ними теории элементарных частиц находятся на "стадии эм-пирич. невесомости". Позднее в работах 1995—1998 было установлено, что в совр. физико-космологич. знании имеет место "эпистемологич. поворот" от критериев научности и способов обоснования, характерных для класс. (преимущественно эмпирич.) естествознания XVIII—XIX вв., к способам и критериям, характерным для античной (пифагорейско-платоновской) науки. В обл. онтол. (работы 1993—1995) было установлено, что сущность и существование совр. цивилизации определяется общей тенденцией — поглощением естественного искусственным'. Достижение этого становится возможным благодаря возникновению "задолженности" бытия искусственного "в настоящем" перед соразмерностью бытия естественного "в будущем". В обл. экологии показано, что кризис между "искусственной средой" и "естественным человеком" м.б. решен не только с помощью приведения среды в естеств. состояние, но и с помощью приведения самого человека в состояние искусственное. В работах посл. лет исследуются симметричные процессы и инварианты эволюции "европ. рационализма", обусловливающие его трансформации в новых формах сущего как в обл. науки (физика и космология), так и в обл. искусства (театр). В работе (1999) обнаружено, что включение "наблюдателя" в качестве "участника" в "представление" — и в науке, и в искусстве — приводит к противоречию в основании.

Соч.: Динамика развития современного космологического знания // В. МГУ. Сер. "Философия". 1988. № 3; Задолженность // Человек, 1993. № 5; Идеалы рациональности в современной науке // В. РАН. М., 1994. № 5; Современная космология: проблема обоснования // Астрономия и научная картина мира. М., 1996; Современная космология: новые идеалы рациональности // Исторические типы рациональности. Т.2, М., 1996; Эпистемологический поворот // В. РАН. М., 1997. № 4; Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997; Бытие у своего порога. М., 1997; Происхождение Вселенной: история одного урока // Человек, 1999. № 1; Физика и театр: трагедия представления // Человек, 1999. № 4.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):