Биографический словарь - афанасьев николай яковлевич
Афанасьев николай яковлевич
, в молодости был учителем в Тобольске, но затем переехал в Москву и поступил в театральный оркестр. Хороший скрипач, он дал сыну основательное музыкальное образование. Еще мальчиком А. имел хороший заработок, играя в домах знатных любителей, участвуя в квартетах и аккомпанируя пению в концертах. Когда здоровье отца пошатнулось, он стал поддержкой семьи.
Он был знаком с жившим тогда в Москве знаменитым пианистом Фильдом, слышал Берлиоза, Франца Листа, Тальберга, скрипача Оле-Буля, Гаумана, Вьетана, Арто. В 1838 году А. поступил первой скрипкой в оркестр московской императорской оперы, но скоро принял место капельмейстера в театре на Выксинском чугунолитейном заводе (близ Мурома) помещика Шепелева.
Этот театр был тогда одним из лучших в России, а в доме Шепелева была превосходная библиотека. А. много читал и много писал, преимущественно для скрипки; принялся и за оперу, на сюжет "Фауста" Гете, но не окончил ее. Когда Шепелев разорился, А., вместе с братом, отправился в четырехлетнее концертное путешествие по России. Материальный успех поездки был большой: чистый доход от нее составил около 18 тысяч рублей.
На Кавказе он ознакомился с туземной музыкой, некоторые мотивы которой послужили ему впоследствии для оперы "Аммалат-Бек". В Петербурге, куда А. прибыл в 1851 году, концерты его также имели большой успех. Улыбышев (см.) написал целую статью об А. как виртуозе ("Северная Пчела", 1850 год, ноябрь). Поступив первой скрипкой в оркестр итальянской оперы, А.
познакомился с Глинкой , Даргомыжским , князем В.Ф. Одоевским , Гончаровым , А. Майковым , Писемским , бывал у графа М. Вьельгорского и А. Львова , в доме которого давал уроки скрипки. В 1853 году А. был приглашен преподавателем музыки в Смольный институт и в 1854 году оставил итальянскую оперу. Его вкусы тяготели к музыке Глинки.В 1857 году А. совершил концертное путешествие за границей; в репертуар его входили квартеты Гайдна, Моцарта и Бетховена. С 1858 года А. все свободное от педагогической музыкальной деятельности время отдавал композиторству, выказав несомненную талантливость, техническую умелость и большую плодовитость. Он был автором первого русского смычкового квартета "Волга" (для 2-х скрипок, альта и виолончели), получившего первую премию в 1860 году на конкурсе Русского Музыкального Общества.
Премирована была и его кантата "Пир Петра Великого" (на слова Пушкина . Ему принадлежат еще: трио "Souvenir de l'Esthonie" для фортепиано, скрипки и виолончели, 9 квартетов (в том числе один весьма характерный на еврейские темы), смычковый квинтет, 2 смычковых квинтета с фортепиано, смычковый октет "Новоселье", октет для смычковых, флейты, кларнета, фагота и валторны, сюита для Viole d'amour с фортепиано, несколько концертов, соната и множество сочинений для скрипки; симфонии (не изданы), исполнявшиеся в концертах Русского Музыкального Общества, в Павловске и в Москве, множество пьес для фортепиано, сочинения вокальные ансамбли (дуэты, трио и прочее) и романсы для одного голоса с фортепиано, хоры (в том числе 64 русских народных песни и 115 хоровых песен для детей и юношества, отдельные церковные песнопения и полная литургия Иоанна Златоуста.
Его педагогическо-музыкальные сочинения "Ежедневные упражнения для скрипки", "Школа для фортепиано", "Руководство к обучению в народных школах пению", детские сборники (игры с хорами, альбом песен). Его опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести Марлинского (либретто В.И. Даля ), поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1870 году, успеха не имела и издана не была.
Партитура манускрипт ее хранится в центральной библиотеке Императорских Театров в Петербурге. Другая его опера "Стенька Разин" (либретто М.В. Ватсон ) не была поставлена по цензурным условиям и тоже не издана. Сочинения А. запечатлены русским характером, в котором он отчасти подражал Глинке. Наибольшее значение имеют сочинения А.
в области камерной музыки: при великолепной звучности, они не лишены своеобразной индивидуальности. В настоящее время сочинения А. устарели. За два года до смерти А. пожертвовал свыше 50 тысяч рублей петербургской консерватории на стипендии для учащихся по классам смычковых инструментов, пения и композиции. Г. Т. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 558 | |
2 | 532 | |
3 | 527 | |
4 | 519 | |
5 | 516 | |
6 | 508 | |
7 | 496 | |
8 | 493 | |
9 | 484 | |
10 | 484 | |
11 | 481 | |
12 | 479 | |
13 | 478 | |
14 | 472 | |
15 | 460 | |
16 | 459 | |
17 | 456 | |
18 | 455 | |
19 | 454 | |
20 | 452 |