Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - дебольский николай григорьевич

Дебольский николай григорьевич

дебольский николай григорьевич
Дебольский, Николай Григорьевич философ и педагог (родился в 1842 г.), сын Григория Сергеевича Дебольского . Читал в Петербургской духовной академии лекции по метафизике, логике и психологии. Состоит членом совета министерства народного просвещения. Главные его труды: "Введение в учение о познании" (Санкт-Петербург, 1870), "О диалектическом методе" (часть I, Санкт-Петербург, 1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (Санкт-Петербург, 1883), "Философия будущего" (Санкт-Петербург, 1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (Санкт-Петербург, 1886), "Философия феноменального формализма.

I. Метафизика" (выпуск 1-й, Санкт-Петербург, 1892 начало обширного труда, в котором философские взгляды Дебольского приведены в цельную систему). В нашем познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению Дебольского, Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного.

Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая ум как вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум.

На Дебольского имел большое влияние Гегель. В связи с метафизическим учением Дебольского находятся его взгляды на органическое развитие, и на конечную цель нравственного действия. Признавая гипотезу развития, он, однако, вместо трансформизма принимает преформизм. Высшим благом Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз.

Задача всякой будущей и, в частности, русской философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке. Работы Дебольского по педагогике: "О подготовке родителей и воспитателей к делу воспитания детей" (Санкт-Петербург, 1883), "Философские основы нравственного воспитания" (Санкт-Петербург, 1880), "Обзор учебных технических заведений в Германии и Австрии" (Санкт-Петербург, 1882), "Наше учебное ведомство и начальная школа" (Санкт-Петербург, 1884) и другие.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — сын Г. С. Дебольского (см.), философ и педагог; род. в СПб. в 1842 г.; образование получил сначала в Горном институте, потом в Спб. университете; был воспитателем в 1-й Спб. военной гимназии, потом инспектором школ Технического общества; читал лекции в Спб. духовной акад. по метафизике, а также, временно, по логике и психологии. В настоящее время состоит председ. педагог. совета гимназии кн. Оболенской в СПб. Помимо статей в общих и педагогич. журналах, главные труды Д. по философии: "Введение в учение о познании" (СПб., 1870), "О диалектическом методе" (ч. I, СПб., 1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (СПб., 1883), "Философия будущего" (СПб., 1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (СПб., 1886), "Философия феноменального формализма. I. Метафизика" (вып. 1-й, СПб, 1892 г. — начало обширного труда, в котором философские взгляды Д. должны быть приведены в цельную систему). В нашем познании, как справедливо учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами, или категориями ума. Но, по мнению Д., Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):