Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - василий новый

Василий новый

василий новый

Василий Новый, преподобный (умер 26 марта 944 г. или 952 г.). Приняв монашество в молодых годах, около половины жизни провел в скитаниях. В 896 г., заподозренный как переметчик, был приведен в Царьград, где подвергся пыткам. Скончался в глубокой старости. Житие его, написанное его учеником, мнихом Григорием, получило в византийской и славяно-русской письменности широкую известность благодаря содержащимся здесь рассказам о хождении святой Феодоры (кормилицы патриция Константина, бывшей в услужении у св.

В.) по мытарствам и о страшном суде. Эти рассказы, изложенные Григорием Мнихом в форме бывших ему по молитве св. В. видений, имели большое влияние на эсхатологические воззрения славяно-русской книжности. Греческое житие св. В. известно в двух редакциях: более полной и сокращенной. Первая известна по рукописи Московской Синодальной библиотеки, № 249, XVII века (нач.

Ho theiotatos (греч.), а также по cod. Paris 1547а. 1286 fol. 1 129. Механическое сокращение этой редакции жития издано болландистами в "Acta Sanctorum" за март, т. III, прилож. стр. 20 и след. Опущенные болландистами эпизоды: хождение Феодоры и чудеса по рукописи Синод. № 249 изданы А.Н. Веселовским в приложении к "Разысканиям в области русского духовного стиха" (выпуск V, СПб.

, 1889, стр. 1 и след.). Другая греческая редакция сохранилась в рукописи Московской Синодальной библиотеки XVI века № 250 (нач.: "Tes aсataleptu" (греч.)). От этих редакций пошли два славянских пересказа жития, помещенных в Макарьевских "Минеях Четьих" под 26 марта. Отрывки из жития св. В. Нового в славяно-русских рукописях встречаются в XIV веке (см.

"Мерило Праведное", Троицкой Лавры, № 15, перг., 348 л., см. 53 л.; список жития XIV XV веков, пергамент, М. Архив Министерства иностранных дел, из собрания Оболенского и др.), но перевод жития стал известным на Руси, вероятно, не позже XII века. Один из эпизодов жития, имеющий отношение к нашествию россов на Царьград в 941 г., приближается к известию "Повести временных лет" (под 944 г.

) и заставляет предполагать общий источник. см. В. Сахаров "Эсхатологические сочинения и сказания в древней русской письменности и влияние их на народные духовные стихи" (Тула, 1879); А.Н. Веселовский "Журнал Министерства народного просвещения" 1889; Архиепископ Сергий "Полный месяцеслов Востока" (т. II, Владимир, 1901, ч. 2, стр. 117 118); К. Krumbacher "Geschichte der Byzant.

Litteratur" (Мюнхен, 1897, стр. 197). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):