Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедический словарь псевдонимов - никита пустосвят

Никита пустосвят

никита пустосвят

(наст. имя и фам. Никита Константинович Добрынин; г. рожд. неизв. – 1682) – идеолог раскола, писатель. Осужден собором 1666—67. Раскаялся и остался на свободе. Участник Моск. восст. 1682. 5 июля возглавил раскольников на «прении о вере» в Кремле. Был казнен.

Энциклопедический словарь псевдонимов

С. Колосова

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении "властительным" патриархом кафедры выступил активно против Никоновых "новин", с доносом на сторонника Никона, архиепископа суздальского Стефана, обличая его в служении "не по правилам св. отец" (1659). Закончившееся было безрезультатно следствие по этому делу вновь началось по жалобам архиепископа и Никиты друг на друга. Вследствие склонности к старине следователей и судей на соборе 1660 г. архиепископу грозило низложение, но вмешательство царя привело к пересмотру дела: архиепископ Стефан переведен к Архангельскому собору в Москве, а Никита за ложный донос лишен права священнодействовать и причастия. И позже каждогодними челобитьями царю и святителям он не мог добиться "разрешения". В эти же годы Никита готовился к новому выступлению против Никоновых реформ, составляя обличение на книгу "Скрижаль", эту апологию всех "новин" Никона, и на "новоисправленные церковные книги". К осени 1665 г. "великая челобитная" царю была...
Биографический словарь
2.
  — один из замечательнейших расколоучителей и начальных вождей раскола. Его полное имя было Никита Константинов Добрынин. О жизни его до выступлений против никоновских новшеств ничего не известно, кроме того, что он был соборным попом в г. Суздале. Впервые он выступает в скором времени после удаления патр. Никона с патриаршего престола, выступает он в роли челобитчика на суздальского архиеп. Стефана, одного из ревностных приверженцев п. Никона, по-видимому, искренно сочувствовавшего его церковным преобразованиям.В 1659 году в Москве были поданы доносы спасоевфимиевского архимандрита Аврамия и соборного попа Никиты Константинова на суздальского архиепископа Стефана (обширное дело об этом хранится в синодальной библиотеке). Никита обвинял Стефана в том, что он "служит божественную литургию не по преданию св. Апостол, и пасет церковь Божию не по правилам св. отец, честным иконам и церквам и всякой святыни ругается, учит священный чин и всех христиан не от божественного писания". При этом приложена была и "Роспись, что Стефан архиепископ делает в Суздале не по правилам св. отец". Каков был характер никитиных обвинений, видно...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины