Поиск в словарях
Искать во всех

Экология человека - кочевничество

 

Кочевничество

кочевничество
Кочевничество

(номадизм) — формы хозяйства и быта, в основе которых лежит экстенсивное скотоводство (включая оленеводство) с сезонным перемещением населения и стад скота. Скотоводство в условиях кочевничества обеспечивало номадов мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды и жилищ. Имея в основе своей деятельности скотоводство, номады в той или иной мере дополняли его охотой, неоседлым примитивным земледелием, ремеслом и другими промыслами. «Чистых» кочевников, для которых скотоводство было бы единственным видом хозяйственной деятельности, никогда не существовало.

Кочевничество, возникнув на рубеже II-I тысячелетий до н.э. в аридной зоне Евразии и Северной Африки, сохранилось на протяжении длительного времени и даже распространилось на север Евразии, где в форме оленеводства известно у многих народов тайги и тундры. Поныне кочевничество сохраняется более чем в 30 странах Азии и Африки (Судан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Турция, Афганистан, Пакистан и др.), охватывая около 40 млн человек.

Кочевничество характеризуется особой материальной культурой (легкие разборные жилища — кибитки и шатры, ковры, преимущественно металлическая посуда и т. п.) и особой социальной организацией (обычно — полувоенного типа).

Длительное сохранение кочевничества было обусловлено природными и социально-экономическими факторами в степных, аридных и северных зонах Старого Света, где земледелие при низком уровне производительных сил не могло получить достаточного развития и стать основой хозяйства. Начавшийся еще в древности процесс оседания кочевников в новейшее время значительно усилился в результате упадка экстенсивного скотоводства во многих районах мира, его отмирания. На смену кочевничеству приходит интенсивное оседлое скотоводство.

Кочевничество включает как собственно кочевые, так и полукочевые и полуоседлые (переходные к оседлости) формы. К кочевым относятся различные варианты кочевничества: от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочеваний по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без постоянных жилищ на них, причем расстояния перегона скота могут составлять на протяжении года от нескольких километров до нескольких сотен километров. Непрерывное кочевание скорее исключение, чем правило в образе жизни кочевников, и вызывалось особыми историческими условиями (войны и др.). К полукочевым могут быть отнесены те хозяйства скотоводов, которые, совершая сезонные перекочевки всей семьей по замкнутым маршрутам, имеют постоянные жилища на местах зимовок. К полуоседлым относятся скотоводческие хозяйства, которые, совершая лишь две перекочевки (с зимников на летники, и обратно), имеют зимние и летние поселения с постоянными жилищами.

У кочевников Старого Света имелось четыре хозяйственно-культурных типа (ХКТ): 1) кочевое скотоводство степей и полупустынь (из древних: скифы, гунны и др., из современных: бедуины, монголы и др.);  2) кочевники-скотоводы высокогорных плато (главным образом тибетцы); 3) охотники-оленводы тайги (главным образом эвенки); 4) оленеводы тундры (ненцы, чукчи и др.). Причем для ХКТ кочевников-скотоводов степей и полупустынь характерен ряд локальных вариантов — центральноазиатский, среднеазиатский, переднеазиатский,  аравийско-африканский, южноафриканский и др.

Кочевники сыграли важную роль во всемирно-историческом процессе, значительно повлияли на многие оседло-земледельческие народы Евразии в ходе войн (гуннское и монгольское нашествия и др.) и культурно-хозяйственного взаимодействия с ними, оказали значительное влияние на формирование этносов Передней, Центральной и Средней Азии, Восточной Европы, Северной Африки (Великое переселение народов и другие этнические миграции, вызванные главным образом движениями номадов).

Кочевничество развивалось на базе комплексного оседло-земледельческого хозяйства в конце эпохи бронзы первоначально преимущественно в горно-степных районах с отгонным животноводтвом. По другой гипотезе кочевничество возникло у подвижных (бродячих) охотничьих народов, населявших в эпоху бронзы районы Евразии, сопредельные с лесостепными и аридными территориями, заселенные оседлыми земледельцами-скотоводами. У последних они заимствовали доместицированных животных — прежде всего транспортных (предки бедуинов заимствовали вначале ослов, затем верблюдов; предки степных кочевников Евразии — сначала лошадь, затем мелкий и крупный рогатый скот; народы Северной Евразии — оленей) — и постепенно перешли к кочевому скотоводству, в том числе оленеводству, сохранив многие элементы приспособленной к подвижному быту материальной и духовной культуры. При этом кочевники, воздействуя различными путями на соседние оседло-земледельческие народы (войны и подчинения, глубокие и длительные связи) вовлекали в кочевничество и последних. Процессы заимствования племенами подвижных охотников доместицированных животных у оседлых соседей зафиксированы в памятниках Древнего Востока (архив государства Мари), в свидетельствах об освоении охотничьими племенами прерий Северной Америки лошади, заимствованной у европейских переселенцев, о переходе ряда охотничьих племен Сибири к оленводству и др. Вместе с тем, вероятно, существовали и другие пути возникновения кочевого скотоводства.

Древние племена степных кочевников (скифское и гуннское время), у которых шло формирование кочевничества, нередко называют ранними кочевниками, а раннесредневековые скотоводческие народы, завершившие формирование кочевых форм материальной культуры (в частности, создавшие наиболее приспособленные к кочевому быту жилище — войлочную решетчатую юрту, освоившие жесткое седло со стременами и др.), называют поздними кочевниками.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону.

Б.Б. Прохоров.

2005.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):