Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Екатеринбурга - монастыри

Монастыри

монастыри

Первый М. в Екат., Ново-Тихвинский женский, возник из кладбищенской богадельни, упоминаемой с 1796. В 1799 богадельня была официально признана архиепископом Тобольским и Сиб. Варлаамом, а имп. указом от 31 дек. 1809 на ее основе учрежден М. Имп. указом от 21 мая 1822 М. был возведен в статус штатного 1-го кл., что давало право на получение гос. содержания на 100 чел. (остальные должны были содержаться на собственные средства М.). Для Екат. Ново-Тихвинского М. был разработан особый общежительный Устав. В кон. XVIII нач. XIX вв. это был единственный жен. М. в вост. ч. У. Числ. насельниц М.: в 1806 25 чел., в 1837 245, в 1873 429, в 1893 572, в 1913 1018 чел. В М. существовали разл. рукоделия: золотошвейное, белошвейное, ризничное, портняжное, переплетное, ткачество, вязание и др. С 1838 при М. существовала иконописная мастерская. М. имел с/х заимки в с. Елизавет (в 10 км от Екат.), близ дер. Малобульзинской (в 90 км от Екат.) и при с. Исток (в 20 км от Екат., арендовалась у архиерейского дома). При М. существовали б-ца и богадельня для престарелых насельниц. При обители велось обучение детей, в 1838 открылось уч-ще для девочек, с 1865/66 уч. г. обращенное в 4-классное, а в 1880 преобразованное в жен. епархиальное уч-ще. С 1866 при М. существовал приют для девочек-сирот 6-10 лет на полном монастырском иждивении; с 1900 ЦПШ с общежитием, частично содержавшаяся за счет обители.

Архит. ансамбль М. сложился на обширной тер-рии ю-з. старого планировочного ядра Екат., на правобережье Исети, на геометрически правильном прямоугольном участке. Стр-во велось на протяжении всего XIX в. В М. к 1917 было 6 ц.: Успенская (1778-1782), Скорбященская (1823-1832), Введенская (1823-1865), Феодосиевская (1823-1866), Всехсвятская (1900), Александро-Невский собор (1814-1836; 1838-1854). Храмы и осн. сооружения М. (гл. корпус, конюшня, здание свечного з-да, жил. и хоз. корпуса, богадельня, б-ца, фрагменты ограды с двумя башнями и гл. Александро-Невскими воротами) сохр. Композиционной доминантой ансамбля является Александро-Невский собор, сооруженный в честь победы в Отеч. войне 1812. Вост. сооружения М. замыкают перспективу Александровской ул., служившей въездом в г. Арх-ра М. вобрала в себя стилевые формы классицизма и эклектики.

В 1872 в Елисаветской заимке была заложена кам. одноэтажная трехпрестольная ц. Во Имя Всемилостивого Спаса. Гл. алтарь храма освящен в 1876, сев. придел Во Имя Св. Великомученицы Параскевы в 1878, юж. придел Во Имя Архангелов и Ангелов в 1880. В храмах находились особо почитаемые святыни: икона Божией Матери Тихвинской в золототканной ризе и серебряном окладе с драгоценными камнями и жемчугом, а также 25 частиц св. мощей, полученных первой настоятельницей М. Таисией в 1811 в Софийском соборе Новгорода. М. был закрыт в 1920, монахини и послушницы разошлись по приходским храмам. Нек-рые из них были репрессированы.

Монастырские храмы продолжали действовать в качестве приходских. Но в 1920-е гг. были ликвидированы. Посл. были закрыты Александро-Невский собор (1930) и Спасский храм на Елисаветской заимке (1938). В 1991-1994 Александро-Невский собор был поэтапно передан верующим. Храм вновь освящен в 1992. В июле 1994 с благословения патриарха указом Синода на базе собора был возобновлен Ново-Тихвинский жен. М. (Университетский пер., 1). Осн. жил. и хоз. постройки М. находятся за г., на Шарташе, где в 1994 созд. Свято-Игнатиевский скит, в котором устроена дер. домовая ц. Во Имя Святителя Иоанна Тобольского. К М. приписана также Александро-Невская часовня в Дендрологическом парке-выставке на ул. 8 марта Екат. М. имеет подворье в с. Меркушино.

В 2000 в обители проживали 75 насельниц. Сестры несут послушания в иконописной, швейной мастерских, в певческом классе, в просфорне, в трапезной, в б-ке, в храмах и часовне. В ведении М. находится благотворительная столовая, организована раздача одежды и обуви нуждающимся, гуманитарная помощь заключенным и больным.

В 1988 Спасский храм в пос. Елисавет был возвращен верующим. В 1989 он был вновь освящен. В 1989-1992 в храме находились мощи Симеона Верхотурского. В 1992 созд. крестильный храм Во Имя Великомученицы Екатерины. В июле 1994 на базе прихода с благословения патриарха указом Синода был созд. муж. Спасский М. (ул. Бисертская, 12). В 2000 в нем проживали 21 чел. братии. Братия несет послушания в швейной, столярных мастерских, при М. имеется биб-ка, книжно-иконная лавка, строится здание гостиницы для паломников и для ЦПШ. М. оказывает благотворительную помощь нуждающимся и заключенным следственного изолятора.

В дек. 1995 по благословению патриарха указом Синода в Екат. был созд. третий мужской Крестовоздвиженский М. (ул. К.Маркса, 31). М. был устроен при кам. однопрестольной ц. Во Имя Воздвижения Креста Господня, построенной в 1880. Первонач. ц. являлась домовой и была устроена на средства купцов В.В.Кривцова и С.Г.Новикова для дет. убежища Екат. благотворительного об-ва. Храм служил одноврем. и полковой ц. В Крестовоздвиженском храме хранились почитаемые верующими 6 частиц св. мощей и частица древа Животворящего Креста. В 1920-е Крестовоздвиженский храм стал гл. ц. сергианского направления в г. В 1930 храм был закрыт. В 1993 ц. была возвращена верующим. Службы ведутся с мая 1994. В 2000 в обители жили 6 монахов и послушников. При М. имеется столярная мастерская, устроены воскресные шк. для детей и взрослых, организована благотворительная помощь нуждающимся.

Лит.: Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995; Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря. СПб., 1875; Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989.

В.Е. Звагельская, М.Ю. Нечаева

Энциклопедия Екатеринбурга

EdwART

2010

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  В окрестностях древней Москвы монастыри существовали с начала XIII в., но были сожжены монголо-татарами зимой 1237—38. Древнейшие из известных московских монастырей — Данилов и Богоявленский — основаны в конце XIII в. Монастырское строительство в Москве развернулось со второй половины XIV в., когда были построены в Кремле Чудов монастырь, в Заяузье Андроников монастырь, в Занеглименье Алексеевский монастырь. Тогда же были основаны Симонов, Рождественский и ряд других более мелких монастырей. Многие монастыри были тесно связаны с крупными боярскими родами: Высокопетровский монастырь — с Нарышкиными, Новоспасский монастырь — с Романовыми, позднее с Шереметевыми. До середины XVIII в. московские монастыри владели землями и крепостными в разных районах России, например, Новинский монастырь (см. Новинское) владел соседним Кудрином и большей частью территории современной Пресни, Донской монастырь, как и Данилов, — землями в южной части Замоскворечья, Высокопетровский монастырь — в районе Бутырок и современного Петровского парка. Московские монастыри были средоточием культуры. В Заиконоспасском монастыре помещалась...
Энциклопедия Москвы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):