Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - имя

Имя

имя
Имя

 • Nomen.

I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. Άμφιδρόμια, Амфидромия). По древнему обычаю, сыну, особенно старшему, давалось И. деда или отца; часто И. сына было производимо от И. отца, как patronymicum (Φωκίων Φώκου); нередко И. сына было только сходно с И. отца по одной из своих составных частей (Θεoφράστος Θεοδώρου), или, наконец, И. сына было одного значения с И. отца (Στάχυς Εύκάρπου). Все И. разделялись на ο̉νόματα 'άθεα и θεοφόρα. Последние были или просто И. богов, — такие И. особенно любили давать египтяне, но часто делали то же и греки, напр., Лето, Гермес, Артемида и т. п., — частью И. героев, частью — и это было чаще всего, — И., в состав которых входит И. бога или которые произведены от И. бога, напр., Феодор, Диодор, Феодот, Диодот, Гераклит, Геродот, Артемидор, Исидор, Аполлодор, Диоген, Диофан, Деметрий, Аполлоний и т. п. Часто давали И. по празднику того дня, в который кто-либо родил дитя. 'Όνομα 'άθεα были или простые или сложные И. Из многочисленного класса этих И. охотно брали те, которые по назначению указывали на что-либо хорошее для детей в будущем. Иногда, конечно, эти значения И. согласовывались с будущей судьбой детей, но часто выходили и смешные контрасты (напр., Кратес мог оказаться хилым и слабым). Иногда первоначальное И. по какому-либо случаю заменяли другим; так, Диоген Лаэртский рассказывает, что Платон сначала имел И. Аристокл, И. же Платон получил от широкого лба; Феофраст назывался сначала Тиртам и т. п. Греки обыкновенно давали одно И., к которому для большей определенности присоединялось И. отца. Это называлось πατρόθεν ο̉νομάζειν, ε̉πονομάζειν. Были в употреблении и остроумные прозвища, основанием которых были физические или нравственные недостатки, особенные привычки или поступки. Таким образом произошли названия, взятые от И. животных, цвета волос или лица и т. п.; напр., Άλώπηξ, 'Έλαφος, Ίκτι̃νος, Κάπρος, Κόραξ, Καρκίνος, Πύρρoς, Ξάλθος, Μέλας и т. п. Рабы назывались обыкновенно по месту родины (Σύρος, Παφλαγών, Θράξ), или по наружности (Πυρρίας, Ξανθιάς), или по свойствам (Δρόμων, Ταχών, Παρμένων). Животные также получали И. Кони Ахилла называются у Гомера (Il. 19, 400) Ξάνθoς и Βάλιος (лисица и дергач). Для собачьих кличек Ксенофонт рекомендует (Суп. 7, 5) краткость, чтобы было легко произносить, напр., Ψυχή, Θυμός. Корабли, так же как и у нас, носили И.

II. Римляне обыкновенно носили 3 И., из которых первое praenomen, напр., Marcus, Gaius, Gnaeus, Publius и т. д., давалось сыну обыкновенно на 9-й день после рождения (dies nominalis или lustricus). Другое И. было по gens (nomen gentilicium), напр., Iunius, Cornelius, Aelius, Afranius, Caecilius, Calpurnius, Gabinius, Licinius, Claudius и т. п. Третье И. есть cognomen, показывавшее stirps или familia, которых в родy было много, см. Familia, Фамилия. Так, к gens Cornelia принадлежало много фамилий, напр., плебейские: Dolabellae, Lentuli, Cethegi, Cinnae и патрицианские: Scipiones, Sullae, Maluginenses, Rufini и т. п. Кроме этих 3 И. некоторые имели еще четвертое (agnomen, которое прежде называлось cognomen secundum), напр., Сципионы имели И. Asiaticus, Africanus, Nasica. Это И. служило или для обозначения семейства в тесном смысле, или было титулом за славные подвиги. Усыновленные носили полное И. усыновившего их отца, а И. своего рода присоединялось с окончанием anus, напр., Р. Cornelius Scipio Africanus Aemilianus, P. Licinius Crassus Mucianus Dives и т. п. Часто полное И. сокращалось, так что выпускалось или nomen gentilicium или cognomen, напр., M. Agrippa, С. Marius, С. Mummius и т. п. Во времена Империи И. усложнялись новыми прибавками. Дочери носили родовое И., как Tullia, Cornelia, Livia, и различались прибавкой слов maior или minor или прибавкой числа. Вольноотпущенники удерживали свое прежнее И. как cognomen, a как praenomen и nomen gentilicium служили им И. отпустившего их на волю господина, напр., L. Cornelius Chrysogonus, известный вольноотпущенник Суллы; M. Tullius Tiro и т. п. Те вольноотпущенники, которые получали свободу от городов, получали nomen gentilicium от И. освободившего их города, напр., Р. Pisaurius Achilles (вольноотпущенник города Пизавра в Умбрии). Об И. рабов см. Servi, Сервы. ср. Ellendt, de cognomine et agnomine Romano (1853). При долговых обязательствах nomen вносилось в главную долговую книгу, когда должник переводил свой долг на И. другого лица (transcriptio a persona in personam), принимавшего на себя долг (nomen facere). Этот переход существовавшего обязательства в новое назывался novatio. Bonum nomen означало верного заимодавца (Cic. ad. fam. 5, 6), lenta nomina, nom. mala (Sen. de ben. 5, 52) — нерешительного. В юридическом языке nomen deferre означало принести жалобу, после того как quaesitor дал позволение (nomen recipere). Cic. Verr. 2, 28. 38. При военных наборах nomen dare значило respondere, когда произносилось (citare) чье-нибудь И.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  -в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например: Авраам (отец множества), Бенони (сын скорби), Вениамин (сын счастья), Галгал (колесо, круг), Иаков (держащий за пяту), Исав (волосатый), Мессия (Помазанный), Мицпа (наблюдение), Моисей (спасенный из воды), Рама (высота) и т.д. В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным-охарактеризовал их (Быт 2.20). Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например: Гаал (непринятие, бунт), Гедеон (срубающий), Гоморра (потопление, погружение), Давид (возлюбленный), Дина (суд), Евтих (удачливый), Иаков (вытесняющий,...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины