Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - байрон

Байрон

байрон
(Byron), Джордж Ноэл Гордон (22.I.1788 19.IV.1824) англ. поэт, борец против политич. реакции в Англии, участник освободит. движения в Италии и Греции. Вошел в лит-ру как родоначальник и один из виднейших представителей революц.

романтизма. Характерной для Б. является идея непримиримой, трагич. борьбы против враждебной действительности. Такие произв. Б., как поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (1-я и 2-я песни вышли в свет в 1812, 3-я и 4-я в 1817-18), "Шильонский узник" (1816), филос. драмы "Манфред" (1817) и "Каин" (1821), роман в стихах "Дон Жуан" (1818-24) и др. принесли Б. мировую славу.

Род. в Лондоне в обедневшей аристократич. семье. Учился в колледже Харроу, окончил Кембриджский ун-т. В 1798 Б. унаследовал титул лорда, в 1809 занял свое место в палате лордов. 27 февр. 1812 Б. произнес в палате лордов речь, к-рая была направлена против проекта закона, вводившего смертную казнь для луддитов. Резко оппозиционными были и последующие выступления Б. в парламенте в 1812-13. Борьбе луддитов Б. посвятил стихотворения: "Ода авторам билля" (1812), "Песнь для луддитов" (написана в 1816). Политич. выступления Б. и его лит. деятельность восстановили против него англ. реакц. круги, к-рые воспользовались разрывом Б. с женой как поводом для того, чтобы вынудить его покинуть родину. В 1816 Б. уезжает из Англии. С 1817 он живет в Италии. Участвует в работе карбонарской орг-ции (см. Карбонарии) в Равенне. Создает ряд произв., посвященных проблемам нац. освобождения и политич. свободы Италии: поэмы "Жалоба Тассо" (1817), "Пророчество Данте" (1821), стихотворения "Ода к Венеции" (1819), ист. трагедии "Марино Фальеро, дож Венеции" (1820), "Двое Фоскари" (1821) и др. В 1822-23 Б. вместе с Шелли и Ли Гентом выпускает несколько номеров лит. журн. "The Liberal". В первом номере этого журнала была напечатана сатирич. поэма Б. "Видение суда" (1822), в к-рой Б. рисует картину бедствий и несчастий, связанных с царствованием короля Георга III.

В сатирич. стихотворении "Бронзовый век" (1823) Б. клеймит участников Веронского конгресса Священного союза. К актуальнейшим проблемам современности Б. постоянно обращается и в романе "Дон Жуан". В 1823 Б. покинул Италию и направился в Грецию, где принял участие в нац.-освободит. борьбе греч. народа. Борьбе греч. народа Б. посвятил в 1824 несколько стихов: "Песнь к сулиотам", "Последние слова о Греции" и др. Б. снарядил на свои средства корабль, нанял и обмундировал 500 солдат, командовал отрядом. Тяжело заболев, Б. отказался покинуть лагерь и пал на боевом посту. Память Б. была отмечена в Греции нац.

трауром. На родине же Б. его прах не был принят в "Уголок поэтов" Вестминстерского аббатства, в чем ярко проявилось отношение правящих классов Англии к мятежному поэту.

Соч.: (кроме указ. в статье) The Works, v. 1-7, ed. by E. Н. Coleridge, L.-N. Y., 1901-04; The works, letters and journals, ed. by R. E. Prothero, v. 1-6, L.-N. Y., 1898-1901; в рус. пер. Соч., под ред. С. А. Венгерова, т. 1-3, СПБ, 1904-05; Избр.

произв., M., 1953.

Лит.: Елистратова А. А., Байрон, М., 1956; Кургинян М. С., Джордж Байрон, M., 1958; Cline C. L., Byron, Schelley and their Pisan circle, Camb., 1952; Quennell P., Byron in Italy, Harmondsworth, 1955.

M. С. Кургинян. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  великий английский поэт, родоначальник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Первым крупным произведением Байрона были две первые песни поэмы "Чайльд-Гарольд", появившиеся в печати в 1812 г. Это были путевые впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенные вокруг личности Чайльд-Гарольда. Основные черты этого образа повторялись в дальнейшем в центральных фигурах всех произведений Байрона, развивались и осложнялись, отражая на себе эволюцию душевной жизни самого поэта, и в целом создали образ носителя мировой скорби, "байронического" героя, господствовавший в европейской литературе первые три десятилетия XIX века. Сущность этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя. Байрона отделяют от Руссо три десятилетия, заполненные величайшими событиями новой истории. За это время европейское общество пережило вместе с французской революцией эпоху грандиозных замыслов и пылких надежд и полосу самых горьких разочарований....
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):