Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - давид

Давид

давид
1.полулегендарный царь Израильско-иудейского гос-ва (кон. 11 в. ок. 950 до н. э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозренный в измене, бежал в степи Юж. Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашен царем Иудеи; присоединил к ней терр. израильских племен, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей. Использовав благоприятную междунар. ситуацию (временное ослабление Египта, Ассирии и Вавилонии), Д. создал сильную державу. Он разгромил филистимлян, присоединил на Ю. Эдом, на В. Моав и Аммон, на С. сделал своими данниками арамейские гос-ва Цобу (Килесирию) и Дамаск. С Тиром и Хаматом был заключен союз. Опирась на рабовладельч. знать и жречество, Д. стремился ограничить порядки воен. демократии и усилить централизацию. Он провел перепись населения, ввел налоги и, наряду, с нар.

ополчением, организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). Был установлен типичный для вост. деспотии обычай падать ниц перед царем. Все это вызвало восстание израильских и иудейских крестьян, с трудом подавленное Д. В евр. фольклоре Д. изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Иудейско-христианская богословская традиция превратила Д.

в кроткого и благочестивого певца и без всякого основания приписала ему составление псалмов (религ. гимнов).

Лит.: Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л.. 1931; Weill R., La cité de David, (t. 1-2), P., 1947; Desnoyers L., Histoire du Peuple hébreu des Juges а la captivité, t. 2, P., 1930.2.(David), Константин (1908 янв. 1941) деятель рум. рабочего движения. Сын железнодорожника. С 14 лет работал в ж.-д. мастерских Гривицы (р-н Бухареста), участвовал в забастовочном движении, в т. ч. в боях рабочих Гривицы (в февр. 1933). С 1928 член Коммунистич. союза молодежи. В 1934 вступил в компартию Румынии (КПР), был секретарем Бухарестской парт. орг-ции. Вел революц. агитацию среди молодежи и в профсоюзах. Активно выступал против политики фашизации страны и предательства правых оппортунистов рум.

социал-демократии. С 1939 работал инструктором ЦК КПР сначала в Галаце, затем в долине Прахова. За революц. деятельность неоднократно подвергался репрессиям бурж. властей (24 ареста в 1931-40). Зверски убит во время фаш. путча железногвардейцами.

Лит.: Constantin David (1908-1941), Figuri de luptatori pentru libertate si socialism, "An. Inst. de istorie a partidului de pe lînga CC al PMR", 1958, No 1.

E. Д. Карпещенко. Москва.3(David), Эдуард (11. VI. 1863 24. XII. 1930) нем. экономист, деятель герм. социал-демократии, один из родоначальников ревизионизма. Уже в 1894 выступил с серией статей, имевших своей целью опровергнуть марксистское учение о вытеснении мелкокрестьянского х-ва крупным. В дальнейшем работы Д. "Социализм и сельское х-во" (1903, рус. пер. 1903 и 1906) и др. явились одной из главных "теоретических" основ для ревизионистских атак на марксизм. С 1903 Д. депутат рейхстага. В период 1-й мировой войны Д. один из наиболее ярых социал-шовинистов. В. И. Ленин называл Д. "оппортунистом насквозь", вся жизнь к-рого посвящена бурж. развращению рабочего движения (см. Соч., т. 21, с. 242). После Ноябрьской революции 1918 в Германии занимал ряд министерских постов (в 1919-20 мин. без портфеля, затем мин. внутр. дел и снова мин. без портфеля).

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 197). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (возлюбленный)-младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств-от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11-29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Ни до Давида, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины Давида) ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):