Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - гердер

Гердер

гердер
(Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 18.XII.1803) нем. философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764-1769 был преподавателем церк. школы. В 1771-75 придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца дней своих глава протестантской церкви в Веймаре. Мировоззрение Г. противоречиво, в целом это пантеизм, приближающийся к материализму, но отягощенный религ. идеями.

Вслед за Вико и Вольтером Г. один из создателей философии истории. Уже в своей работе "Еще одна философия истории" ("Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774) Г. говорит о закономерном и поступательном характере ист. развития, правда, оставаясь еще в рамках теологич. взгляда на движущие силы истории.

Осн. труд Г. "Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", 1784-91, рус. пер. 1829), где история человечества рассматривается как непосредств. продолжение истории природы; и тут и там действуют естественные законы. Общество это органич. саморазвивающееся целое, определяющее значение в его жизни имеют язык, наука, ремесло, религия, семья, гос-во. Развитие народов составляет единую цепь культурного развития, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим. Г. дает конкретный анализ истории культуры человечества, к-рый доводит только до 14 в. Колыбель цивилизации Азия; Г. чужд европоцентризм, свое исследование он начинает со стран Др. Востока, однако отсутствие источников не позволяет ему дать обстоятельное рассмотрение предмета. Большое внимание Г. уделяет Др. Греции, к-рая привлекает его гуманистич. характером своей культуры. Рассматривая историю Др. Рима, Г. видит причины его падения не в "испорченности нравов", а во внутр. противоречиях, раздиравших империю, в частности в разлагающем влиянии рабства. В отличие от большинства просветителей, считавших ср. века шагом назад в развитии человечества, Г. отмечал необходимый и прогрессивный характер феод. отношений, но не впадал в идеализацию средневековья, характерную для реакц. романтиков. С большой симпатией писал Г. о славянских народах, предсказывая им большое ист. будущее, что нашло широкий отклик у деятелей славянского Возрождения 19 в.

По политич. убеждениям Г. бурж. демократ, сочувствовал идеям франц. революции, но отвергал якобинскую диктатуру. В "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zur Beförderung der Humanität", 1794-1797) он разработал гуманистич. программу освобождения личности и герм. нац. единства, выступал против нац. и колониального угнетения. Г. сторонник суверенитета и равноправия народов. Большой интерес представляет отстаивавшийся Г. проект "вечного мира", достижение к-рого, по Г., возможно лишь в результате нравств. воспитания и распространения гуманистич. идей. Г. был теоретиком лит.-обществ. движения "Буря и натиск"; он автор мн. лит.-критич. статей и статей по вопросам иск-ва, где ставил проблему народности иск-ва.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-33, В., 1877-1913; Zur Philosophie der Geschichte. Eine Auswahl, Bd 1-2, В., 1952; в рус. пер. Избр. соч., М.-Л., 1959.

Лит.: Меринг Ф., Иоган-Готфрид Гердер, в его кн.: Легенда о Лессинге. Лит.-критич. статьи, т. 1, (М.-Л.), 1934, с. 509-21; Гулыга А. В., О роли Гердера в формировании передовой нем. идеологии, в кн.: Из истории Германии нового и новейшего времени, М., 1958; его же, Гердер (1744-1803), М., 1963; Гайм Р., Гердер, его жизнь и соч., т. 1-2, М., 1888; Герье В. И., Философия истории Гердера, "Вопросы филос. и психол.", 1896, кн. 2-3; Stolpe H., Die Auffassung des jungen Herder vom Mittelalter, Weimar, 1955; Jöns D. W., Begriff und Problem der historischen Zeit bei J. G. Herder, Göteborg, 1956.

А. В. Гулыга. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):