Советская историческая энциклопедия - пантеизм
Связанные словари
Пантеизм
пантеизм
(от греч. pan все и teos бог) филос. учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. можно проследить в древнекит. и особенно древнеинд. философиях. В древнегреч. философии принципы П. были сформулированы Ксенофаном (кон. 6 нач. 5 вв. до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религ.-политеистич. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич.мысли, о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков. В ср. века наблюдались 2 разновидности П. натуралистич. П. (растворение бога в природе) и мистич. П. (растворение природы и человека в боге). Нередко обе эти разновидности П.
причудливо переплетались в мировоззрении одного и того же мыслителя; одним из таковых был Иоанн Скот Эриугена (810-877). Мистич. П., провозглашавший возможность для каждого человека без посредничества офиц. церкви душевно познать бога, стал основой мн. нар.-еретич. движений. Крупнейшим представителем мистич. П. в нач. 16 в. был Томас Мюнцер. Натуралистич. П., тяготеющий к материализму, достиг значит. развития лишь с эпохи Возрождения. Его представителями были Николай Кузанский (у к-рого были сильны и мистич. мотивы), итал. и нем. натурфилософы 16-17 вв. У итал. мыслителя Дж. Бруно учение о бесконечном боге, отождествленным с природой, стало учением о бесконечности природы. Еще более радикальные материалистич. и атеистич. выводы под формой П. были сделаны голл. мыслителем 17 в. Б. Спинозой. Натуралистич. П. также переходил в материализм у нем. мыслителей 18 в. (И. Г. Гердер, И. В. Гёте). Ватиканский собор 1869-70 проклял пантеистов как еретиков и безбожников. В совр. эпоху, когда восторжествовал как научное мировоззрение диалектич. материализм, всякие пантеистич. построения безусловный шаг назад. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
— философское учение, сближающее или полностью спивающее в единое целое Бога с природой. В различных философских системах выражает как натуралистические и материалистические, так и идеалистические тенденции. П. в виде идеи гилозоизма имелся в древней философии. Средневековый натуралистический П. противоречит религиозным представлениям о Боге как предвечной сверхприродной личности, идее свободного творения мира из ничего. Мистический П. учит о безличном Боге, непосредственно постигаемом через раскрытие божественного в каждом индивиде. ...Исторический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2063 | |
2 | 739 | |
3 | 602 | |
4 | 581 | |
5 | 570 | |
6 | 555 | |
7 | 535 | |
8 | 514 | |
9 | 504 | |
10 | 501 | |
11 | 469 | |
12 | 469 | |
13 | 457 | |
14 | 447 | |
15 | 439 | |
16 | 436 | |
17 | 432 | |
18 | 429 | |
19 | 422 | |
20 | 384 |