Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - ибн хальдун

Ибн хальдун

ибн хальдун
Ибн Халдун, Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.V.1332 17.III.1406) араб. историк и социолог. Род. в Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Биджайи (совр. Бужи). В 1375 И. X. поселился в замке Калаат Ибн Салама (Алжир), где начал работу над трудом по всеобщей истории, законченную им позднее в Египте. В 1379 И. X. вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, вынужден был бежать в Египет. Пользовался покровительством мамлюкских султанов, оценивших его опыт и знания, продолжал свою научно-лит. деятельность, занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Умер в Каире. Осн. труд И. X. "Книга назидательных примеров" ("Китаб аль-ибар") состоит из предисловия, характеризующего задачи, метод и принципы ист. исследования, и трех частей: "Введение" ("Мукаддима"), в к-ром И. X. изложил свое учение об осн. закономерностях ист. развития общества; история народов мусульм. Востока; история народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся исключит. полнотой и точностью описаний, является осн. источником для ср.-век. истории Сев. Африки. В те же годы И. X. написал "Автобиографию" один из первых образцов араб. мемуарной лит-ры ср. веков. Учение И. X. создано на базе достижений историографии и философии стран Бл. и Ср. Востока. Будучи последователем Ибн Рошда, И. X. развил материалистич. тенденции, заложенные в араб. перипатетизме (аверроизме) и распространил принципы аверроизма на изучение жизни общества, сделав новый шаг в развитии ср.-век. философии.

Сущность социальной жизни И. X. видит в совместном труде членов общества для обеспечения средств жизни. Характер жизни коллектива определяется хоз. деятельностью его членов. И. X. выделяет 2 фазы развития общества: низшую "сельскую жизнь" (занятие земледелием и скотоводством) и высшую "городскую жизнь" (занятие ремеслом и торговлей), генетически связанные друг с другом. Осн. формой трудовой взаимосвязи И. X. считал товарообмен, в основе к-рого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. В этой связи И. X. высказал гениальную догадку о трудовой природе стоимости. Смысл политич. орг-ции общества И. X. видит в защите собственности отд. производителей на средства и продукты труда. И. X. резко критикует формы гос. политики, наносящие ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торг. монополии). Каждой фазе обществ. жизни присуща своя, исторически обусловленная политич. орг-ция. Организующим началом сел. общества является "асабия" кровно-родственная связь между членами общества; во главе группировок кровных родственников (родов и племен) стоят вожди и старейшины с ограниченной властью, целиком зависящей от их отношений с членами "асабии". Для гор. общества характерно гос-во во главе с правителем (царем), обладающим неогранич. властью, осн. на насилии. Генетически царская власть связана с асабией, т. к. основатель династии опирается на воен. силу племен. Каждая отд. династия претерпевает разложение и гибель, но смена династий не означает круговорота всей обществ. жизни, к-рая носит прогрессивный поступательный характер.

Мн. бурж. авторы изображают И. X. предтечей социологич. теорий, распространившихся на Западе в кон. 19 нач. 20 вв. (социально-психологич. школы, теории насилия, расизма и др.); в частности, его причисляют к создателям теории геогр. детерминизма (австр. востоковед А. Кремер, австр. социолог Л. Гумплович и др.). Однако И. X., признавая значение геогр. среды как одного из факторов в жизни общества, не отводил последней решающей роли.

И. X. был одним из первых мыслителей, пытавшихся создать науч. философию истории. Его учение во многом предвосхитило идеи материалистов 17-18 вв.

Соч.: Китаб аль-Ибар..., т. 1-7, Булак, 1867; Autobiographie, в кн.: Notice et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Jmpériale, t. 19, pt. 1, P., 1863; Les Prolégomènes, trad. par de Slane, t. 1-3, nouv. éd., P., 1934-38; Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l'Afrique..., trad. de l'arabe par de Slane, v. 1-4, nouv. éd., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., (1958); в рус. пер. Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока, М., 1961.

Лит.: Левин И., Ибн-Халдун араб. социолог XIV в., "HB", 1926, No 12; Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4-5; Крачковский И. Ю., Араб. географич. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн Халдуна,"СВ", 1958, No 1; ee же, Об экономич. взглядах Ибн Халдуна, "КСИНА", 1961, т. 47; Иванов Н. A., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Сев. Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Ayad M. К., Die Geschichtsund Gesellschaftslehre Ibn Haldüns, Stuttg.-В., 1930; Enan M. A., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, (1944); Mahdi M., Ibn KhaldГ»n's philosophy of history, L., (1957).

C. M. Бациева. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):