Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - ибн сина

Ибн сина

ибн сина
(латинизир. Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед (980-1037) ученый и поэт народов Ср. Азии и Ирана, сыгравший огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Род. в с. Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У И. С. рано проявилась высокая одаренность; ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни И. С. наступает длит. период странствий. Ок. 1002 он переезжает в Гургандж (Ургенч), вместе с Бируни находится при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна, но ок. 1017 покидает Хорезм и переезжает в Иран.

Здесь И. С. провел всю последующую жизнь при дворах местных правителей из династии Бундов, занимаясь врачеванием, чтением лекций, подготовкой науч. трудов, сочетая науч. занятия с гос. деятельностью (в Хамадане И. С. занимал должность везира). Последние годы жизни провел в Исфахане при дворе эмира Ала-ад-Доула. Умер во время похода на Хамадан.

Мировую славу И. С. создало его искусство врача и в особенности его классич. труд "Канон врачебной науки" ("Китаб ал-канун фи-т-тибб") свод всех мед. знаний того времени. Европ. медицина до 17 в. находилась под прямым влиянием идей и врачебных методов И. С. "Канон" неоднократно издавался в 15-16 вв. Система философ. взглядов И. С. изложена в его капитальном труде "Книге исцеления" ("Китаб аш-шифа"). И. С. был последователем Аристотеля. Он считал мир вечным и несотворенным; материя, будучи сущностью всех конкретных вещей, проявляясь в многообразных формах, существует вечно; окружающий мир воздействует на органы чувств человека, к-рый фиксирует эти воздействия в своей памяти.

Филос. и естеств.-науч. взгляды И. С. были материалистич. в своей основе. Вместе с тем И. С. допускал существование аллаха и бессмертие души; в этом выразились уступка господств. мусульм. ортодоксии, ист. ограниченность и противоречивость его взглядов. Значит. вклад И. С. внес в развитие ранней тадж. поэзии. Его блестящие по форме четверостишия (рубаи) наполнены глубокими филос.

мыслями, нередки в них и резкие обличит. характеристики мусульм. духовенства.

Соч.: Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Даниш-намэ. Книга знания, (Душанбе), 1957.

Лит.: Ибн-Сина. Мат-лы науч. сессии АН Узбекской ССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Семенов А. A., Абу Али ибн-Сина (Авиценна), (Душанбе), 1953; Невский В. A., Великий тадж. врач Абуали ибн-Сино (Авиценна). Библиография, (Душанбе), 1957; Avicenna: scientist and philosopher. A millenary symposium, L., 1952; Naficy S. (Nafisi), Avicenna. His lite, works, thought and time, Teheran, 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, 1956.

А. Г. Подольский. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):