Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - павликиане

Павликиане

павликиане
(греч. Paylikianoi, предположительно, от имени апостола Павла) участники крупного ср.-век. еретич. движения.

Осн. источн. изучения ереси П. "Речь против павликиан" арм. католикоса (в 717-729) Иоанна Одзнеци ("Domini Ioannis Philosophi Ozniensis, Armeniorum Catholici. Opera", (Venetia), 1834), "Полезная история" Петра Сицилийского ("Historia utilis...", PG, t. 104), визант. хроники 9-10 вв.

Ересь П. зародилась в сер. 7 в. на В. Визант. империи (в Зап. Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильвана. К нач. 8 в. движение П. распространилось и в Вост. Армении, и в визант. М. Азии. Осн. массу П. составляли крестьяне и частично гор. низы. Движение носило ярко выраженный социальный характер против феод. эксплуатации (против закрепощения, против гнета империи, против церкви), за равенство людей.

Стремясь к простоте первых христ. общин, П. организовывались в общины, чл. к-рых пользовались равными правами. Возглавлял П. ересиарх, во главе воен. сил стоял "архонт вооруж. сил".

В Армении движение П. к сер. 8 в. приняло характер не только социальной, но и нар.-освободит. борьбы против Халифата. По своим филос. воззрениям П. дуалисты. На формирование их религ.-филос. учения оказали влияние манихейство, маздакизм. В основе учения П. признание двух богов: бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана); бог зла творец видимого мира и людей; после его уничтожения распространится на земле власть бога добра. П. называли себя "настоящими христианами", Христа считали одним из ангелов, сыном бога добра. П. отвергали культ богородицы, пророков и святых, церковь и духовенство и особенно монашество. Из священных книг принимали лишь Новый Завет (без посланий апостола Петра).

Наивысшего подъема движение П. в Византии достигло к сер. 9 в., когда П. перешли к открытой борьбе, к вооруж. восстанию против империи. Наиболее видными вождями П. в 9 в. были ересиарх Сергий, архонты Карвеас, Хрисохир. П. создали на арабо-визант. границе свое гос-во, основали гг. Тефрику (ставшую столицей), Аргаус и др. укрепленные пункты, откуда совершали во главе с Карвеасом и Хрисохиром походы во внутр. обл. Византии, доходя до Никеи и Никомидии. В 872 визант. войска разгромили П. и уничтожили Тефрику. Остатки П. нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в визант. источниках часто называемые П.). В 8-9 вв. П. неоднократно переселялись визант. пр-вом во Фракию (гл. обр. в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства.

Лит.: Юзабашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., ВИРА, 1956, No 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры, М.-Л., 1961, с. 132-69; Бартикян Р. М., Источн. для изучения истории павликианского движения, Ер., 1961; Ter-Mkrtchian К., Die Paulikianer im Byzantinischen Kaiserreiche..., Lpz., 1893; Runciman S., The Medieval Manichee, Camb., 1947; Loos M., Le mouvement paulicien de Byzance, "Byzantinoslavica", 1963, t. 24, fasc. 2, 1964, t. 25, fasc. 1.

P. M. Бартикян. Ереван.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — приверженцы еретического антифеодального движения в христианстве, возникшего в VII вв. в Византии, на территории современной Западной Армении. Выступали против феодальной эксплуатации, материального и политического неравенства. Идейные источники: манихейство, маздакизм. Вероучение дуалистично: мир разделен на враждебные царства — духовное, царство бога (добра), и материальное, царство сатаны (зла). Отвергли христианскую церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ Богородицы, пророков, святых, икон, отказались от крещения, причащения, постов. Оказали влияние на развитие ереси тодракийцев в Армении, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Византии. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):