Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - бенуа

Бенуа

бенуа

Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж), русский живописец и график, театральный художник, историк искусства и художественный критик, музейный деятель; один из создателей и лидер группировки «Мир искусства» и одноимённого журнала. Сын петербургского архитектора Н. Л. Бенуа, брат акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа. С детства пребывал в атмосфере изысканной просвещённости и любви к искусству. Учёба в Петербургской академии художеств (1887) показалась ему рутинной, и он бросил обучение, самостоятельно освоив с помощью брата навыки рисования и живописи. Был художественным руководителем дягилевских «Русских сезонов» в Париже (1908—11), режиссёром МХАТа (1913—15). В 1918 г. возглавил Картинную галерею Эрмитажа. С 1926 г. жил во Франции, оформлял постановки театров Гранд опера (Париж) и Ла Скала (Милан).

Во время путешествий создавал серии рисунков и картин, посвящённых знаменитым памятникам Европы, например, Версалю. В «Последних прогулках Людовика XIV» (1897—98) знаменитый дворцово-парковый ансамбль выглядит декорацией давно сыгранного спектакля, вызывая элегические воспоминания о блестящей эпохе «короля-солнца», оставившей после себя лишь опустевшие аллеи, замершие фонтаны, немые статуи и призрачную, почти кладбищенскую тишину. В «Версальской серии» (1905—06) жизнь королевского двора напоминает представление кукольного театра, в котором на миг ожившие фигурки людей пребывают в некоем сумеречном «параллельном» пространстве; их движения напоминают колебания причудливых теней на фоне остриженных в форме конусов и кубов деревьев, великолепных дворцов и бледного угасающего неба. Наряду с версальской, в творчестве Бенуа развивалась петербургская тема («Парад при Павле I», 1907; иллюстрации к «Пиковой даме», 1899–1911, и «Медному всаднику», 1903—22 А. С. Пушкина). В теоретических трудах и на практике отстаивал необходимость стилевого единства книги как целостного пластического образа.

Театр – ещё одна сфера постоянных увлечений Бенуа. Его знания, вкус, чувство стиля обеспечили успех многих постановок (стилизованные под старинные шпалеры декорации к балету «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907; оформление пышных массовых сценв балете «Празднества» К. Дебюсси, 1912; гротескно комичные образы «Мнимого больного» Ж. Б. Мольера, 1912—13; яркие балаганные декорации к балету «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911 и 1917 гг.). Мастер словно растворялся в разных стилях, находя каждый раз особый художественный язык.

Бенуа оставил огромное литературное наследие – фундаментальные искусствоведческие исследования («Русская школа живописи», 1904—06; «История живописи всех времён и народов», 1912—17), критические статьи, двух-томные мемуары «Мои воспоминания» (1960 е гг.). Яркие, полемически заострённые печатные выступления Бенуа обладали огромным авторитетом для современников. Выступал с критикой творческих принципов академизма и позднего передвижничества, выдвигая лозунг «чистого искусства» и вместе с тем указывая на «священную художественную культурную миссию» искусства в России и ответственность русских художников перед обществом.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БЕНУА Пьер (Pierre Benoît, 1866-) французский писатель, у которого одно из очень почтенных амплуа в буржуазной литературе развлекать. Нередко на эту роль, кажущуюся ничтожной, выдвигается писатель большого дарования; буржуазия покупает себе удовольствие видеть большой талант растленным.Б. с видимым удовольствием выполняет свою развлекательную функцию. Это его подлинная стихия. Французская литература знает таких мастеров развлекательного жанра, как Гастон Леру и Морис Леблан; «почтенную» и пустую традицию этих художников, возведших бессодержательность в творческий принцип, с успехом продолжает Б. Он не сразу нащупал свое литературное призвание, два сборника слабых поэм с историческим налетом («Diadumène» 1914, «Les Suppliants», 1920) свидетельствуют о том, что сначала он хотел быть поэтом. Успех «Кенигсмарка» и «Атлантиды» (1920) показал Б., в каком направлении ему следует двигаться. С тех пор он начал производить не меньше одного романа в год и в настоящее время числится автором таких развлекательных «шедевров», как «За Дон-Карлоса», «Соленое озеро», «Дорога гигантов», «Альберта», «Властительница Ливана», «Колодцы Иакова», «Прокаженный...
Литературная энциклопедия
2.
  БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бену а. Один из организаторов и идеолог журнала "Мир искусства" и одноимённого художественного объединения. В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия", 1905-06, иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия, особенно искусства барокко и классицизма, с проповедью "свободы искусства". Художественный руководитель "Русских сезонов" С. П. Дягилева (1908-11), режиссёр (МХТ, 1913-15). С 1926 жил во Франции. Историко-культурные мемуары "Мои воспоминания" (опубликованы в России в 1980).2. ...
Русская энциклопедия
3.
  БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) франц. философ, культуролог, политолог, публицист, лидер движения “новых правых”, обосновавший программные положения его культурологии: витализм в трактовке сущности культуры, борьбу с “декультурацией” Европы, выявление индоевроп. истоков зап. культуры, возрождение ее на основе восстановления архаич. “социофункциональной трехчленной структуры” и “героич.” арийского духа, отстаивание культурного регионализма и пр. Опора на традицию, носительницу опыта “народной души”, к-рая обеспечивает непрерывность национально-истор. преемственности — краеугольный камень “неопочвеннической ориентации “новых правых”. Совр. мир, пронизанный “физикалистским” детерминизмом и объективистским фатализмом, как никогда, по мнению Б., нуждается в повторении того, что человек есть существо культуры, существо историческое. Разработка соотношения “природы” и “культуры” в перспективе последоват. “гуманизации” человека, переходящего от необходимости к свободе, от единства к многообразию, — ведущее направление развития концепции культуры “новых правых”, во многом вдохновленное стилем мышления...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины