Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - боттичелли

Боттичелли

боттичелли

(botticelli) Сандро (настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445, Флоренция – 1510, там же), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье кожевника; в юности обучался ювелирному искусству. Ок. 1464 г. поступил в мастерскую Фра Ф. Липпи. Испытал влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов, а также братьев А. и П. Поллайоло. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470). В 1467—68 гг. посещал – одновременно с молодым Леонардо да Винчи – мастерскую А. Верроккьо, где царила атмосфера творческого поиска. В 1470 г. открыл собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Ф. Липпи, Филиппино). В 1472 г. вступил в гильдию Св. Луки.

С. Боттичелли. «Весна». 1478 г. Галерея Уффици. Флоренция

 

Боттичелли называли певцом идеальной красоты. В «Св. Себастьяне» (1473) он облегчает и удлиняет пропорции фигуры мученика; лишь лазурь неба служит ему фоном. Художник не превозносит пронзённого стрелами героя, а лишь грустит о поруганной красоте. В композицию «Поклонение волхвов» (ок. 1475 г.) Боттичелли включил скрытые портреты Медичи – фактических правителей Флоренции, что позволило ему сблизиться с просвещённым двором этого могущественного семейства. Здесь сложился его неповторимый стиль, основанный на ритмической игре беспокойных, словно «взвихрённых» линий, передающих состояние эмоциональной взволнованности, тревоги, бурных порывов. Лёгкие, почти бесплотные фигуры в развевающихся на ветру одеждах изгибаются, подобно струям воды или языкам пламени. Самые знаменитые картины – «Весна» («Примавера»; 1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1483—84 г.) – были заказаны Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Художник наделяет «Весну» сложным символическим подтекстом; в ней видят отголоски идей Платона в переложении флорентинского философа 15 в. Марсилио Фичино, стремившегося привести идеи античности в согласие с христианским учением, а также образов поэта-гуманиста А. Полициано. Изображены (слева направо): Меркурий, три Грации, Венера, богиня весны Флора и нимфа, которую преследует бог западного ветра Зефир. Венера в центре композиции (над ней порхает Амур с завязанными глазами) являет гуманистический идеал духовной любви, проявления которой олицетворяют три Грации. Меркурий рассеивает жезлом-кадуцеем облака. Образ Венеры ассоциируется также с Мадонной, три ветки над её головой образуют едва заметный нимб, реализуя идею объединения язычестваи христианства. Ветви апельсиновых деревьев сплетаются в арку над её головой. Фигуры, объединённые музыкальным ритмом, образуют изысканный узор, уподобляя картинное изображение яркому ковру. Светлое чувство весеннего обновления сочетается с меланхолической мечтательностью. Замысел «Рождения Венеры» был вдохновлён «Метаморфозами» Овидия и поэзией Полициано. Раковина с родившейся из морской пены Венерой приближается к берегу; ей вслед дуют ветры Эол и Борей; одна из Ор – богинь времён года – вручает ей сотканное из цветов покрывало. Как и в «Весне», обнажённая богиня – символ не земной, а духовной любви. Её хрупкая, удлинённая, бесплотная фигура полна невыразимого очарования. Возможно, картина была посвящена любви Джулиано ди Пьетро Медичи к Симонетте Веспуччи, жившей в Портовенере – городе у моря, где, согласно местной легенде, родилась богиня. Вместе с тем в картине заключена христианская идея рождения души из воды во время таинства крещения.

С. Боттичелли. «Рождение Венеры». Ок. 1483—84 г. Галерея Уффици. Флоренция

 

В 1480 г. Боттичелли участвовал (совместно с Д. Гирландайо, П. Перуджино и др.) в украшении фресками капеллы Ватикана, только что возведённой по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. В 1490-е гг. стал последователем доминиканского монаха Савонаролы, страстно призывавшего отказаться от «роскоши»; уничтожил свои произведения на античные и светские сюжеты. После смерти Лоренцо Медичи (1493) и казни Савонаролы (1498) оказался в одиночестве и забвении. Поздние произведения («Покинутая», «Аллегория клеветы», «Рождество», «Распятие», «Сцены из жизни св. Зиновия») отличает беспокойный ритм мечущихся в отчаянии фигур, пронзительность колористического решения. Они полны трагических предчувствий и пророческих откровений.

С. Боттичелли. «Портрет молодого человека с медалью». 1474—75 гг. Галерея Уффици. Флоренция

 

Исключительно своеобразное искусство Боттичелли не нашло прямого продолжения в эпоху Возрождения. Много веков спустя, оно оказалось вновь востребованным мастерами романтизма и прерафаэлитами.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Сандро (Botticelli, Sandro), наст. имя Алессандро Филипепи 1445, Флоренция — 1510, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Учился у фра Филиппо Липпи; вероятно, посещал мастерскую Верроккио. Работал во Флоренции; в 1481—1482 участвовал наряду с Перуджино, Гирландайо, Синьорелли и др. в росписях стен Сикстинской капеллы (Ватикан). Искусство Боттичелли неотделимо от его времени — завершающего этапа флорентийского Раннего Возрождения, часто называемого по имени правителя Флоренции, одного из самых блестящих представителей рода Медичи, эпохой Лоренцо Великолепного. Боттичелли наиболее полно выразил дух флорентийской культуры этого времени, отмеченной утонченностью и поэтическим строем, расцветом гуманизма, неоплатонической философии и поэзии, поисками новых эстетических и духовных ценностей, оттенком элегичности. Искусство Боттичелли проникнуто гармонией особого рода, основанной на усложненном, полном нервной остроты восприятии мира, который художник наделяет возвышенной, идеальной красотой. Она трактована художником с характерным для культуры его времени оттенком интеллектуальной отвлеченности, в ней...
Энциклопедия европейского искусства
2.
  БОТТИЧЕЛЛИ (Botticelli) Сандро (настоящие имя и фамилия> Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445 1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения на религиозные и мифологические темы ("Весна", около 1477 78) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Рисунки к "Божественной комедии" Данте, острохарактерные изящные портреты ("Дж. Медичи"). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины