Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - гобелен

Гобелен

гобелен
вытканный вручную ковёр-картина (шпалера). В строгом смысле изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1697). Её главным зданием стала мастерская известных с XV в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой Ш. Лебрена, а в XVIII в. Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. Гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность гобелена рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобеленов XVII-XVIII вв. (с историческими, мифическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называть вначале подражавшие им шпалеры, а в XIX в. вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения. В XIX в. художественный уровень гобеленов резко снизился. В конце 1930 начале 40-х гг. искусство гобеленов возродилось на новой художественной основе в мастерских Обюссона. Ж. Люрса и ткач Ф. Табар стали ткать гобелены, исходя из принципов композиции, особенностей материала и техники стенного ковра, используя более толстые нити и сократив количество цветов до 40 (вместо нескольких тысяч). Картоны для гобеленов в первой половине XX в. создавали А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье, Ж. Пикар-Леду и др. Бурный расцвет искусство гобеленов переживает с первой половины 1960-х гг. в связи с поисками новой пластической выразительности, проявившимися в разработках рельефно-фактурных эффектов ткани. Распространяется более свободная (в отличие от классического) система переплетения, обнажающая основу и саму структуру ткани; вводится ажур, аппликация, коллаж; наряду с традиционными ткацкими материалами применяется синтетическое сырьё, металлические нити, шнур, кожа. Отличаясь разнообразием фактур, тональным богатством цвета, гобелен наряду с активной декоративной функцией решает и сложные идейно-образные задачи (работы советских мастеров Н. З. Еремеевой, Э. В. Вигнере, Г. Л. Кандарели).

Э. В. Вигнере. "Праздничный салют". Шерсть, лён. Смешанная техника. 1975.

Литература: В. И. Савицкая, Современный советский гобелен. (Альбом). М., 1979; The book of tapestry: history and technique, N. Y.-L., 1978; Thomson F. P., Tapestry; mirror of history, L., 1980. См. также литературу при статье Шпалера. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГОБЕЛЕН вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелены ткутся из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ГОБЕЛЕН, вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины