Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - колорит

Колорит

колорит

(итал. colorito, от лат. color цвет, краска), в искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа.

Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористических тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символическим значением цвета (например, в средневековом искусстве).

Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона, валёра и рефлекса. Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета ярким, сдержанным, блёклым и так далее.

В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.

Литература: Р.

М. Ивенс, Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Н. Н. Волков, Цвет в живописи, М., 1965. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КОЛОРИТ (итал. colorito от лат. color цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (от лат. color краска, цвет) в живописи сочетание цветов, тонов, оттенков, в литературе компонент эмоциональной окраски художественного произведения. Часто К. реализуется в "цветовом решении" той или иной сцены, всего произведения в целом (доминанта красного, черного, серого в главе "Бой" в "Пастухе и пастушке" В. Астафьева, преобладание ярких, сочных тонов и оттенков желтого в "Солнечном ударе" И.А. Бунина, серый цвет как атмосфера человеческого существования в чеховской "Даме с собачкой" и т. п. ).Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов
3.
  КОЛОРИТ (итальянское colorito, от латинского color цвет), в произведениях изобразительного искусства система> соотношений цветовых тонов. В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста, и является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности. Может быть теплым, холодным, ярким, блеклым и т.д. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины