Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - мурильо

Мурильо

мурильо

(murillo) Бартоломе Эстебан (1617, Севилья – 1682, там же), испанский живописец эпохи барокко. Сын цирюльника. Учился у Хуана де Кастильо. Ок. 1640 г. совершил поездку в Мадрид, где копировал произведения Тициана, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Х. Риберы. Работал в основном по заказам церкви и монашеских орденов. В 1660 г. принял участие в создании Академии художеств в Севилье и стал её первым президентом. После смерти жены (1664) оставил пост президента и, вступив в религиозное Братство милосердия, поселился со своими детьми в доме при госпитале де ла Каридад.

Б. Э. Мурильо. «Мальчик с собакой». 1655—60 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 

Б. Э. Мурильо. «Продавщица фруктов». 1670—75 гг. Старая Пинакотека. Мюнхен

 

Ранние работы отмечены влиянием караваджизма. Прославился циклом из 11 картин, выполненным для францисканского монастыря в Севилье («Св. Диего насыщает нищих», «Кончина св. Клары», «Чума», «Св. Диего, превращающий хлеб в розы»; все – 1642—46). Одно из лучших полотен серии – «Чудо св. Диего», или т. н. «Кухня ангелов». В сложной многофигурной композиции совмещены элементы многих жанров: религиозного, бытового, натюрмортного. В 1665 г. Мурильо создал для севильской церкви Санта-Мария ла Бланка четыре картины с полукруглым завершением («Торжествующая Церковь», «Непорочное зачатие», «Основание базилики Санта-Мария Маджоре в Риме» и «Сон римского сенатора»). Для зала капитула Севильского собора художник написал одно из самых замечательных своих произведений «Пресвятая Дева на облаках с восемью взирающими на неё святыми» (1668). Эти работы отличает тёплый золотистый колорит, светоносность чистых красок. 1670-е гг. – период расцвета творчества Мурильо. В 1674 г. он создал восемь больших картин на темы христианского милосердия для церкви госпиталя де ла Каридад (т. н. «Жажда», или «Моисей источает воду из скалы»; «Умножение хлебов и рыбы», «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», «Св. Елизавета Венгерская, моющая прокажённых» и др.).

Особой теплотой и проникновенностью отличаются изображения детей-бедняков («Едоки дыни и винограда», ок. 1650; «Мальчик с собакой», 1655—60; «Продавщица фруктов», 1670—75), Младенца Христа («Св. семейство с птичкой», ок. 1650 г.). Кроткой доверчивостью проникнуты юные Мадонны Мурильо («Вознесение Марии», 1670-е гг., и др.).

В 1682 г. художник работал над большой алтарной картиной «Обручение св. Екатерины» для капуцинского монастыря в Кадисе. По неосторожности упал с подмостков и умер от полученных травм.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Бартоломе Эстебан (Murillo, Bartolome Esteban) 1617, Севилья — 1682, Севилья. Испанский живописец, рисовальщик. Родился в многодетной семье цирюльника, рано лишился родителей, был воспитан старшей сестрой, давшей ему хорошее образование. Учился у второстепенного севильского художника Х. де Кастильо. Изучал произведения Сурбарана, Риберы, Веласкеса, Кано, Рубенса, Ван Дейка, Корреджо, Тициана. Жил и работал в Севилье, где пользовался большой известностью. По-видимому, совершил поездки в Мадрид в нач. 1640-х и в 1658. В 1660 участвовал в создании и стал первым президентом севильской Академии, своего рода свободной организации живописцев. Исполнял многочисленные заказы различных монашеских орденов, церквей и госпиталей города, писал жанровые картины, портреты и пейзажи. Мягкий и приветливый человек был окружен друзьями и учениками, многие подражали ему в своих работах. Исполняя заказ в монастыре капуцинов Кадиса, упал с лесов и вскоре умер. Мурильо — последний крупный представитель испанской живописи золотого века — принадлежал к историческому этапу, связанному с активным развитием в испанском обществе 2-й пол. XVII в. барочного церковного...
Энциклопедия европейского искусства

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины