Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - орловский

Орловский

орловский

(orlowski) Александр Осипович (1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург), польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Учился в Варшаве в мастерской художника Я. П. Норблина (1793–1802). Пылкий характер и патриотические чувства привели Орловского в ряды польских повстанцев, возглавляемых Т. Костюшко. В польский период творчества исполнил ряд острохарактерных жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795—96), портретов, сцен Польского восстания 1794 г., в котором он участвовал («Битва под Рацлавицами», 1798 или ок. 1801 г.). В 1802 г. Орловский переехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Талантливый рисовальщик, он создал многочисленные произведения романтического характера в технике карандаша,акварели и пастели: батальные и жанровые сцены, изображения всадников и воинов в латах, пейзажи с ночным освещением и картинами кораблекрушений. Все они отмечены патетикой и динамичностью исполнения («Польский всадник», 1809; «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829). А. С. Пушкин посвятил художнику строки известного стихотворения: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!». За картину «Бивуак казаков» (1809) Орловский был удостоен звания академика Петербургской академии художеств. Большое место в творчестве художника занимал портрет. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением чёрного итальянского карандаша с красновато-коричневой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Орловский был одним из основоположников сатирического шаржа в России (портрет И. С. Брызгалова). Его жанровые акварельные зарисовки, запечатлевшие яркие народные типы – петербургских разносчиков, каменщиков, стекольщиков, – предвосхитили известные серии И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.

А. О. Орловский. «Пасущаяся лошадь». 1811 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

А. О. Орловский. «Портрет польского шляхтича». 1820 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 

А. О. Орловский. «Шарж на архитектора Дж. Кваренги». Районный краеведческий музей. Кологрив

 

Художник разностороннего дарования, Орловский был единственным «чистым» романтиком в русском искусстве, хотя воплощение идеалов романтизма в его творчестве, по сравнению с О. А. Кипренским, было несколько более поверхностным.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ОРЛОВСКИЙ К. (1843-1913) (псевдоним Константина Федоровича Головина) беллетрист, критик и публицист. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете, служил в министерстве государственных имуществ. По своим политическим взглядам О. принадлежал к идеологам крупного дворянства 80-90-х гг. Подобно ряду видных идеологов этой группы, возглавляемой М. Н. Катковым , О. боролся с революционными течениями эпохи, в частности с народничеством. В области публицистики ему принадлежат работы «Сельская община в литературе и действительности» (СПБ, 1887), «Социализм как политическое учение» (СПБ, 1892) и др. О. было написано довольно большое количество романов и повестей (12 тт., изд. Маркса, СПБ, 1903), печатавшихся гл. обр. в редактировавшемся Катковым «Русском вестнике». В своих романах наиболее известны из них «Вне колеи» (1882), «Дядюшка Михаил Петрович» (1886), «Молодежь» (1887-1889) и др. О. выступает как защитник интересов дворянского патриархализма, с резким недоброжелательством относящийся к либералам и официальным сферам, «потворствующим крамоле». Этот комплекс мотивов приближает О. к главному и присяжному романисту этого лагеря...
Литературная энциклопедия
2.
  ОРЛОВСКИЙ (OrJowski) Александр Осипович (1777-1832), живописец и график. Писал острохарактерные картины польского быта ("Сцена в корчме", 1795-96), сцены Польского восстания 1794. В России с 1802. Свободные по манере исполнения батальные и жанровые сцены ("Польский всадник", 1809), портреты, в т. ч. героев Отечественной войны 1812 ("М. И. Платов", 1812-13), зарисовки народного быта отмечены характерными для романтизма композиционной свободой и живописностью. Орловский один из основоположников шаржа и политической карикатуры ("Французский эмигрант Дю-Селон", 1806) в русском искусстве.2. ...
Русская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины