Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - орловский

Орловский

орловский
ОРЛОВСКИЙ К. (1843-1913) (псевдоним Константина Федоровича Головина) беллетрист, критик и публицист. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете, служил в министерстве государственных имуществ. По своим политическим взглядам О. принадлежал к идеологам крупного дворянства 80-90-х гг. Подобно ряду видных идеологов этой группы, возглавляемой М. Н. Катковым , О. боролся с революционными течениями эпохи, в частности с народничеством. В области публицистики ему принадлежат работы «Сельская община в литературе и действительности» (СПБ, 1887), «Социализм как политическое учение» (СПБ, 1892) и др. О. было написано довольно большое количество романов и повестей (12 тт., изд. Маркса, СПБ, 1903), печатавшихся гл. обр. в редактировавшемся Катковым «Русском вестнике». В своих романах наиболее известны из них «Вне колеи» (1882), «Дядюшка Михаил Петрович» (1886), «Молодежь» (1887-1889) и др. О. выступает как защитник интересов дворянского патриархализма, с резким недоброжелательством относящийся к либералам и официальным сферам, «потворствующим крамоле». Этот комплекс мотивов приближает О. к главному и присяжному романисту этого лагеря Маркевичу , отражавшему в своем творчестве ту же идеологию дворянской «оппозиции справа». Под своей настоящей фамилией (Головин) О. выпустил в свет книгу «Русский роман и русское общество» (СПБ, 1897, изд. 2-е, СПБ, 1902, изд. 3-е, СПБ, 1914). В ней он стоит в общем на тех же идеологических позициях. Представление о них дает оценка Головиным «Что делать» как романа, который «затронул две наиболее отзывчивые струны человеческого сердца жажду легкого счастья (!) и потребность (!) аскетического самоотвержения» или столь же пошлое сожаление о том, что весь огромный талант Щедрина «пошел на борьбу со злобой дня, на такой односторонний и узкий вид творчества, как сатира». Несмотря на столь резкий консерватизм оценок, книга Головина небезынтересна: см. напр. в ней язвительную критику либерализма Тургенева, половинчатость которого для Головина была очевидной. Книга о романе выдержана в плане идеологического анализа, и проблемы чисто художественные в ней почти не трактуются.

Библиография:

I. Кроме упомянутого в тексте: Мои воспоминания, 2 тт., СПБ, 1910; Осенний вечер и др. новые рассказы, СПБ, 1912.

II. Михайловский Н. К., Сочинения, т. V, СПБ, 1897 (Письма постороннего в ред. «Отечественных записок» о романе «Вне колеи»); Сементковский Р., Русский роман и главный его герой, «Исторический вестник», 1897, VI; «Мир божий», 1897, VII; «Русские ведомости», 1897, № 156; Скабичевский А., «Сын отечества», 1897, №№ 275 и 282 (и в его «Истории новейшей русской литературы», несколько изданий); Морозов П., Судьбы русского романа, «Образование», 1898, I, и «Русская мысль», 1898, V; Арсеньев К., «Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», том LXXIII, 1903 (XIII присуждение премий Пушкина); Ашевский С., «Мир божий», 1904, X; Анненский И., «ЖМНП», 1905, XII.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ, 1910.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ОРЛОВСКИЙ (OrJowski) Александр Осипович (1777-1832), живописец и график. Писал острохарактерные картины польского быта ("Сцена в корчме", 1795-96), сцены Польского восстания 1794. В России с 1802. Свободные по манере исполнения батальные и жанровые сцены ("Польский всадник", 1809), портреты, в т. ч. героев Отечественной войны 1812 ("М. И. Платов", 1812-13), зарисовки народного быта отмечены характерными для романтизма композиционной свободой и живописностью. Орловский один из основоположников шаржа и политической карикатуры ("Французский эмигрант Дю-Селон", 1806) в русском искусстве.2. ...
Русская энциклопедия
2.
  (orlowski) Александр Осипович (1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург), польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Учился в Варшаве в мастерской художника Я. П. Норблина (1793–1802). Пылкий характер и патриотические чувства привели Орловского в ряды польских повстанцев, возглавляемых Т. Костюшко. В польский период творчества исполнил ряд острохарактерных жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795—96), портретов, сцен Польского восстания 1794 г., в котором он участвовал («Битва под Рацлавицами», 1798 или ок. 1801 г.). В 1802 г. Орловский переехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Талантливый рисовальщик, он создал многочисленные произведения романтического характера в технике карандаша,акварели и пастели: батальные и жанровые сцены, изображения всадников и воинов в латах, пейзажи с ночным освещением и картинами кораблекрушений. Все они отмечены патетикой и динамичностью исполнения («Польский всадник», 1809; «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829). А. С. Пушкин посвятил художнику строки известного стихотворения: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!». За картину...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины