Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - пиранези

Пиранези

пиранези

(piranesi) Джованни Баттиста (1720, Мольяно, близ Венеции – 1778, Рим), итальянский архитектор, художник и гравёр. Сын каменщика. Учился рисованию и перспективным построениям у венецианского архитектора Карло Дзукки. Испытал влияние античного зодчества, архитектурного стиля А. Палладио, а также барочного театрально-декорационного искусства.

Дж. Б. Пиранези. «Руины храма Нептуна в Пестуме». Ок. 1778 г.

 

Пиранези прославился архитектурными фантазиями, выполненными в технике офорта в сочетании с резцовой гравюрой. «Фантастические виды темниц» (ок. 1745—50 гг., 1760—61) поражают изощрённостью фантазии, мощными светотеневыми контрастами и драматизмом. Пиранези сочиняет грандиозные, фантастические архитектурные формы, немыслимые ракурсы и конструкции с переплетением арок, лестниц, колонн. Его привлекают эффекты лунного освещения и таинственное очарование древних руин. Этими качествами творчество Пиранези предвосхищает искусство романтизма.

Гравюры цикла «Виды Рима» (1748—78) более спокойны, величественны и монументальны. Четырёхтомное издание «Римские древности» (вышло в 1756 г.) стало серьёзным вкладом в изучение древнеримской архитектуры. Мотивы серии офортов «Вазы, канделябры, надгробия, саркофаги, треножники, светильники и античные орнаменты» (издана в 1778 г.), в которых Пиранези воссоздаёт на основе тщательных исследований предметы античного быта, впоследствии широко использовались мастерами ампира.

Единственной архитектурной работой Пиранези стало украшение фасада церкви Санта-Мария на Авентинском холме в Риме (1765), где впоследствии он был похоронен.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Джованни Баттиста (Piranesi, Giovanni Battista) 1720, Мольяно, Венето — 1778, Рим. Итальянский гравер, рисовальщик, архитектор. Уроженец Венето; настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка Pirano d’Istria, откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание "Piranesi". Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца L’Orbo Celega на Большом канале, которая выполняла заказы архитектора Д. Росси. Обучался архитектуре у своего дяди, архитектора и инженера Маттео Луккези, а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто. Изучал приемы живописцев-перспективистов, брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки, известного гравера, автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре, читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери — аббат). В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология. В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера при после Венеции. Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини, сенатор Аббондио...
Энциклопедия европейского искусства
2.
  ПИРАНЕЗИ (Piranesi) Джованни Баттиста (1720 78), итальянский гравер. Графические "архитектурные фантазии" поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми эффектами (цикл "Виды Рима", издание в 1748 88). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины