Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - ренуар

Ренуар

ренуар

(renoir) Пьер Огюст (1841, Лимож – 1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, один из лидеров импрессионизма. Сын портного из провинции, переехавшего в Париж, он уже в 13 лет был вынужден сам зарабатывать на жизнь, расписывая фарфор, а также ширмы и веера в духе 18 в. Любовь к искусству этой эпохи прошла через всю его жизнь, во многом определив тематику и колорит его картин, в котором преобладали розовые тона, характерные для эпохи рококо. Намерение стать профессиональным художником привело его в Школу изящных искусств, где он встретился с К. Моне, А. Сислеем и др. будущими импрессионистами. В 1864 г. Ренуар дебютировал на официальной выставке (Салоне), но без особого успеха. Впоследствии его работы постоянно отвергались жюри.

О. Ренуар. «Автопортрет». 1876 г. Художественный музей Фогга. Кембридж

 

В 1874 г. Ренуар принял участие в скандальной выставке в Париже, после которой художник и его единомышленники были названы импрессионистами. Их первое совместное выступление свидетельствовало о консолидации сторонников обновления обветшавшей академической системы и выходе на арену нового художественного движения. Ренуар, как и другие импрессионисты, обратился к изображению современной жизни. Особенно его привлекали сцены развлечений и народных гуляний («Мулен де ля Галет», 1877). Ренуар раньше своих товарищей добился широкого признания и в 1879—1880-х гг. выставлял свои произведения в Салоне.

О. Ренуар. «Качели». 1876 г. Музей д’Орсэ. Париж

 

Ренуар внёс большой вклад в разработку творческого метода импрессионизма. В отличие от Моне, предпочитавшего работать в жанре пейзажа, он применил новый подход не только к изображению природы, но и к натюрморту, жанровой картине, портрету, изображению обнажённых фигур. Ренуар был выдающимся колористом. Именно в его творчестве наиболее ярко выразился радостный, жизнеутверждающий настрой, присущий импрессионизму. Стремление дать людям ощущение полноты жизни было программной установкой его творчества. Он считал, что вокруг много скучных и грустных вещей, поэтому задача художника – научить людей ценить простые радости жизни: прелесть женщин, великолепие цветов, природу, каждый день радующую глаз новой красотой. Художник всегда оставался «живописцем счастья», несмотря на общественные потрясения, войны и личные невзгоды.

О. Ренуар. «Ложа». 1774 г. Институт Курто. Лондон

 

В 1880-е гг. Ренуар порвал с импрессионизмом и стал искать новые пути в искусстве. Он сблизился с П. Сезанном, его стало привлекать серьёзное, «музейное» творчество. Во время путешествия по Италии (1881) Ренуар испытал влияние художников итальянского Возрождения, у него возник интерес к конструктивной линии. Этот период называют «жёстким стилем» («Девочка с обручем», «Ребёнок с кнутиком», оба – 1885). В 1900-е гг. наступает «перламутровый период», когда художник изображал обнажённые женские фигуры на фоне солнечной природы Прованса («Суд Париса», 1908).

В кон. 1898 г. первые приступы артрита вынуждают Ренуара переехать на юг. В 1902 г. он поселился в Ле Канне, а в 1903 г. окончательно обосновался в Кань-сюр-Мер. В поздние годы художник много занимался скульптурой. С 1912 г., частично парализованный, он был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать, привязывая кисть к руке («Купальщицы», 1918—19).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Пьер Огюст (Renoir, Pierre Auguste) 1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер, Приморские Альпы. Французский живописец, график, скульптор. Играл важную роль в деятельности группы импрессионистов. Художественная одаренность Ренуара проявилась с раннего детства, и родители определили его в 1854 учеником в мастерскую по росписи фарфора, хотя он в равной степени обнаруживал и музыкальные способности. Работая в мастерской, посещал Школу рисунка и прикладного искусства на улице Пти-Каро. Зарабатывал, расписывая гербы, шторы, веера. Собранные сбережения позволили ему всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств в Париже и в мастерской Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Они пишут этюды в окрестностях Парижа; в 1863 Ренуар встретил в лесу Фонтенбло Диаза, который посоветовал ему высветлить палитру. В 1864 выставляет в Салоне картину Эсмеральда, танцующая с козочкой, впоследствии им уничтоженную. Знакомится с Курбе, влияние которого ощутимо в Харчевне матушки Антони (1866, Стокгольм, Нац. музей), Диане-охотнице (1867, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Новый метод отражения мира, названный впоследствии импрессионизмом,...
Энциклопедия европейского искусства
2.
  РЕНУАР (Renoir) Жан (1894 1979), французский кинорежиссер. Сын О. Ренуара. Пройдя в 20-х гг. через увлечение авангардизмом, обратился в 30-х гг. к реалистическому изображению социальных конфликтов: фильмы "Тони" (1935), "Великая иллюзия" (1937), "Правила игры" (1939). Поздним фильмам свойственны пантеистическое мироощущение, поиски пластической гармонии, иронически-ностальгическая стилизация> прошлого ("Золотая карета", 1953; "Французский канкан", 1954; "Завтрак на траве", 1959). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины