Художественная энциклопедия - репин илья ефимович
Связанные словари
Репин илья ефимович
Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане: портреты В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880); М. П. Мусоргского (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) все в ГТГ. Высокого мастерства он достиг и в графике; его карандаш свободно передавал натуру во всей её красоте и многообразии (рисунок "Девочка Ада", 1882, ГТГ, "Невский проспект", 1887, ГРМ). В 80-90-х гг. он много работал над иллюстрациями.
Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879, ГТГ). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, ГРМ), главным героем которой стал свободолюбивый народ. В 90-х гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах Репин уже не создал картин, равных произведениям 70-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. это графические портреты, модели которых обычно люди с ярко выраженным творческим, артистическим началом ("Э. Дузе", уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в СССР. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 Меморальный музей Репина имеется также в Чугуеве.
Портрет П. А. Стрепетовой. 1882. Третьяковская галерея. Москва.
"Не ждали". 1884 1888. Третьяковская галерея. Москва.
Летний день в Абрамцеве
Портрет невропатолога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева
«Бурлаки на Волге», 1870-1873, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Запорожцы», 1880-1891, Харьковский государственный музей изобразительных искусств
«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1870-1873, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Mikhail Glinka
Portrait of Leo Tolstoy (1887).
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 931 | |
2 | 645 | |
3 | 605 | |
4 | 581 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 522 | |
8 | 518 | |
9 | 515 | |
10 | 508 | |
11 | 504 | |
12 | 504 | |
13 | 503 | |
14 | 473 | |
15 | 472 | |
16 | 472 | |
17 | 455 | |
18 | 453 | |
19 | 429 | |
20 | 422 |