Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - венеция

Венеция

венеция
(Venezia), город на северо-востоке Италии, в исторической области Венеция, на берегу Венецианского залива Адриатического моря. Живописно расположен на 118 островах, разделённых 150 каналами с 400 мостами. Современный город возник в начале IX в. и интенсивно развивался в XIV-XV вв. Его архитектурный облик сложился в XIV-XVI вв., в период расцвета Венецианской республики. Богато декорированное здания церквей, нередко инкрустированные цветными мраморами, парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, лёгкие изогнутые линии мостов, узкие кривые улицы со сплошными рядами 3-4-этажных домов придают городу праздничную живописность. В центре Венеции обрамлённая зданиями Старых (1480-1514) и Новых (1584-1640) Прокураций Пьяцца Сан-Марко с пятикупольным собором Сан-Марко (829-832, перестроен в 1073-95, фасад XV в.; бронзовые византийские двери XI в.; над центральным порталом четыре бронзовых коня IV-III вв. до н. э., привезённых в 1204 из Константинополя; в интерьере мраморные мозаичные полы и мозаики XII-XIV вв.) и кампанилой (888-1517; Лоджетта у её основания с 1537, архитектор и скульптор Я. Сансовино). К Пьяцца Сан-Марко примыкает площадь Пьяццетта, открытая в сторону лагуны. По её сторонам Старая библиотека Сан-Марко (1536-54, архитектор Я. Сансовино; завершена в 1583) и Дворец дожей (начат в IX в., завершён в XIV-XVI вв.). С востока к дворцу примыкает так называемый мост Вздохов (1600), соединяющий дворец со зданием тюрьмы (1560-1614). К северу расположена Пьяцца Санти-Джованни э Паоло с одноименной готической церковью (1246-1430), зданием религиозного братства Скуола Гранде ди Сан-Марко (1488-90) и конным памятником кондотьеру Коллеони (1479-88, открыт в 1496, скульптор А. Верроккьо). Во многих зданиях скуол находятся циклы картин знаменитых венецианских мастеров. Вдоль пересекающего город S-образного Большого канала дворцы в стилях готики, ренессанса и барокко: Ка д'Оро (1422-40), Вендрамин-Калерджи (1481-1509, окончен архитектором П. Ломбардо), Корнер (с 1532), Редзонико (1660), Пезаро (окончен в 1710) и др.; церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (1338-1443; в интерьере алтарные картины Тициана), Сан-Дзаккария (начата в X в., перестроена в 1444-65, фасад завершён в конце XV в.), Санта-Мария деи Мираколи (1481-89, архитектор П. Ломбарде), Иль Реденторе (окончена в 1592, архитектор А. Палладио), Санта-Мария делла Салуте (1631-81); Скуола Гранде ди Сан-Рокко (1517-50, с картинами Якопо Тинторетто); мост Риальто (1588-92); церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре (на одноименном острове; 1565-80, архитектор А. Палладио). В XX в. построены: новый индустриальный и жилой район на материке Маргера (с 1917), Каса делле Дзаттере (1957), железнодорожный вокзал Санта-Лучия (1956) и др. Музеи: Галерея Академии, Музей Коррер, Международная галерея современного искусства (во дворце Пезаро), Археологический музей. На острове Торчелло собор (VII-XI вв.; мозаики IX и XII вв.); на острове Мурано романская церковь Санти-Мария э Донато (XII в.) и Музей стекла. В Венеции проводятся двухгодичные международные художественные выставки Бьеннале (с 1895).

Пьяцца Сан-Марко; на первом плане собор Сан-Марко (829 1095, фасад окончен в 15 в.) и кампанилла (888 1517).

Литература: С. Н. Всеволожская, Венеция, Л., 1970; О. Д. Никитюк, Художественные музеи Венеции, М., 1979; Bassi E., Palazzi di Venezia, Venezia, 1976. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  "Венеция" «ВЕНЕЦИЯ», юношеское стих. Л. (1830 или 1831), вероятно, начало более крупного незавершенного произв. Тема Венеции сближает стих. с двумя произв. того же периода — поэмой «Джюлио» и прозаич. пер. строфы из поэмы Байрона «Беппо». Если в «Джюлио» венециан. пейзаж — фон для мелодраматич. сюжета, типичного для ранних поэм Л., то чтение «Беппо» (летом 1830) подсказало ему новый подход к теме. Очевидным отзвуком «Беппо» является ритмико-интонац. структура «Венеции»: Л. впервые обратился здесь к октаве, к-рой написана комич. поэма Байрона. Впоследствии, благодаря «Домику в Коломне» Пушкина (1830, опубл. 1833), с октавой устойчиво связывалось представление о комич. и пародийной поэме. Возможно, и «Венеция» должна была развиваться как комич. поэма, о чем говорит и ее иронич. стиль: «О, бойтеся, мужья, сей песни вольной. / Советую, хотя мне это больно, / Не выпускать красавиц ваших жен...». В стих. доминирует живописная сторона венециан. пейзажа, поэтич. воспроизведение к-рого носит довольно традиц. характер. Подробности пейзажа (как и имя Мелины) перенесены сюда из поэмы «Джюлио» (ср.: «Сырой туман дымился, и луна...» и — «Луна... между сырых...
Лермонтовская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины