Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - "венеция"

"венеция"

"венеция"

"Венеция"

«ВЕНЕЦИЯ», юношеское стих. Л. (1830 или 1831), вероятно, начало более крупного незавершенного произв. Тема Венеции сближает стих. с двумя произв. того же периода — поэмой «Джюлио» и прозаич. пер. строфы из поэмы Байрона «Беппо». Если в «Джюлио» венециан. пейзаж — фон для мелодраматич. сюжета, типичного для ранних поэм Л.

, то чтение «Беппо» (летом 1830) подсказало ему новый подход к теме. Очевидным отзвуком «Беппо» является ритмико-интонац. структура «Венеции»: Л. впервые обратился здесь к октаве, к-рой написана комич. поэма Байрона. Впоследствии, благодаря «Домику в Коломне» Пушкина (1830, опубл.

1833), с октавой устойчиво связывалось представление о комич. и пародийной поэме. Возможно, и «Венеция» должна была развиваться как комич. поэма, о чем говорит и ее иронич. стиль: «О, бойтеся, мужья, сей песни вольной. / Советую, хотя мне это больно, / Не выпускать красавиц ваших жен...». В стих. доминирует живописная сторона венециан. пейзажа, поэтич.

воспроизведение к-рого носит довольно традиц. характер. Подробности пейзажа (как и имя Мелины) перенесены сюда из поэмы «Джюлио» (ср.: «Сырой туман дымился, и луна...» и — «Луна... между сырых туманов...»). Данью поэтич. и живописной традиции являются также упоминания венециан. реалий — гондолы, гитары, баркаролы.

Автограф неизв.

Авториз. копия — ИРЛИ, тетр. XX. В копии 8 последних стихов (т.е. 2 из 4 строф вставной баркаролы) зачеркнуты. Впервые — «СВ», 1889, № 3, отд. I, с. 81—82. Датируется по положению в тетради.

Л. М. Аринштейн Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.

: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Venezia), город на северо-востоке Италии, в исторической области Венеция, на берегу Венецианского залива Адриатического моря. Живописно расположен на 118 островах, разделённых 150 каналами с 400 мостами. Современный город возник в начале IX в. и интенсивно развивался в XIV-XV вв. Его архитектурный облик сложился в XIV-XVI вв., в период расцвета Венецианской республики. Богато декорированное здания церквей, нередко инкрустированные цветными мраморами, парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, лёгкие изогнутые линии мостов, узкие кривые улицы со сплошными рядами 3-4-этажных домов придают городу праздничную живописность. В центре Венеции обрамлённая зданиями Старых (1480-1514) и Новых (1584-1640) Прокураций Пьяцца Сан-Марко с пятикупольным собором Сан-Марко (829-832, перестроен в 1073-95, фасад XV в.; бронзовые византийские двери XI в.; над центральным порталом четыре бронзовых коня IV-III вв. до н. э., привезённых в 1204 из Константинополя; в интерьере мраморные мозаичные полы и мозаики XII-XIV вв.) и кампанилой (888-1517; Лоджетта у её основания с 1537, архитектор и скульптор Я. Сансовино). К Пьяцца Сан-Марко примыкает площадь Пьяццетта,...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):