Словарь книжников и книжности Древней Руси - гурий тушин
Гурий тушин
По своему содержанию книги Г. Т. могут быть разбиты на три группы: 1) книги св. Писания и богослужебные; 2) житийные сборники; 3) религиозно-нравственные сборники. Состав последних показывает, что интересы Г. Т. тяготели к аскетически-созерцательной литературе (в сборниках большое место занимают сочинения Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита), что было обусловлено влиянием Нила Сорского, чьим учеником был Г. Т. О близости ученика к учителю свидетельствует адресованное Г. Т. послание Нила Сорского. В сборниках Г. Т. находятся одни из самых ранних списков сочинений Нила Сорского.
С конца второго десятилетия XVI в. состав сборников Г. Т. меняется: сочинения писателей аскетически-созерцательного направления встречаются в них реже, и вместе с тем появляются статьи, трактующие насущные проблемы религиозно-общественной жизни. К числу их относится, в частности, послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей и произведения Вассиана Патрикеева – «Слово о еретиках» и «Собрание некоего старца». Оба произведения Вассиана читаются в сборнике Г. Т. в особых редакциях, отличных от авторских; составителем их был, вероятно, Г. Т. Особенности Тушинских редакций сочинений Вассиана Патрикеева показывают, что, разделяя основные положения учения Вассиана, Г. Т. стоял вместе с тем на менее радикальных позициях: путь ликвидации вотчинных прав монастырей он усматривал не в секуляризации монастырских вотчин, а в увещаниях иноков следовать обету нестяжения. В историю нестяжательства Г. Т. вошел как переписчик и распространитель сочинений крупнейших писателей-нестяжателей и пропагандист их идей.
Г. Т. сыграл некоторую роль и в развитии летописания конца XV – начала XVI в. Он был составителем «Летописца русского», входящего в состав его последней, тридцать седьмой книги. Летописец Г. Т., охватывающий период с 1074 по 1523 г., принадлежит к кратким летописцам, которые велись в Кирилло-Белозерском монастыре. Несмотря на краткость, летописец Г. Т., в силу своей идейной направленности и преобладания в нем общерусских известий над местными, может быть отнесен к числу общерусских летописчиков. По мнению Я. С. Лурье, летописец Г. Т., так же как и другие краткие кирилловские летописчики, свидетельствует о тесной связи историографической деятельности кирилловских иноков с составленным в начале 70-х гг. XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре независимым общерусским летописным сводом.
Изд.: Казакова Н. А. Книгописная деятельность и общественно-политические взгляды Гурия Тушина // ТОДРЛ. М.; Л., 1961, т. 17, с. 109–200.
Лит.: Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI вв. и в начале XVII-го // Христ. чт., 1907, август, с. 174–177; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970, с. 244–276; Синицына Н. В. Отождествление почерков русских рукописных книг конца XV – первой половины XVI в. и его трудности // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974, с. 89–113; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976, с. 201–209.
Н. А. Казакова
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 386 | |
2 | 380 | |
3 | 374 | |
4 | 365 | |
5 | 361 | |
6 | 355 | |
7 | 348 | |
8 | 347 | |
9 | 347 | |
10 | 345 | |
11 | 344 | |
12 | 344 | |
13 | 341 | |
14 | 340 | |
15 | 339 | |
16 | 337 | |
17 | 336 | |
18 | 336 | |
19 | 333 | |
20 | 329 |