Словарь книжников и книжности Древней Руси - корнилий игумен снетогорского монастыря
Корнилий игумен снетогорского монастыря
Корнилий (XVI в. ?) – игумен Снетогорского монастыря, автор послания. «Послание Корнилия, инока Снетныя горы, к сыну его попу Ивану, хотящу второму браку сочтатися» дошло в нескольких списках XVII–XVIII вв. (ГБЛ, ф. 310, № 624, XVII в.; ГПБ, Q.XVII.22, XVIII в. и др.). Послание К. написано по частному поводу: случайно узнав о намерении Ивана снять духовный сан и жениться второй раз, К.
пытается отговорить его от этого шага. Послание К. отличает искренность тона и уважительное отношение к адресату. К. убеждает, уговаривает, а не обличает попа Ивана, он хочет поддержать своего «сына» в трудную минуту задушевным словом. Наряду с посланиями Памфила и Филофея, которые носили более официальный характер, частное послание К.
дает интересный материал для характеристики истории этого жанра в псковской литературе XVI в. Насколько можно судить по его письму, К. был начитанным и знающим человеком. Приводя примеры из истории церкви, он ссылается на «апографию блаженного Брандина», часто подтверждает свои мысли цитатами из св. Писания и трудов отцов церкви, разъясняет церковные правила, обращается к местной агиографической литературе, в частности Житию Евфросина Псковского.
Доказывая, какое страшное наказание следует за прелюбодеяние, К. приводит в пример повесть о священнике-двоежонце, которая текстуально совпадает с рассказом о распопе Иове, противнике Евфросина, в Житии Евфросина. В пересказе К. эта история лишена резко негативных оценок, свойственных Житию Евфросина. Эта параллель к Житию Евфросина в Послании К.
представляет историко-литературный интерес. В Послании нет указаний на время его составления. Н. И. Серебрянский считает, что К. был настоятелем Снетогорского монастыря, и датирует Послание второй половиной XVI в., так как в XVII–XVIII вв. в Снетогорском монастыре не было игумена с именем Корнилий. Ранее XVI в. Послание не могло быть написано, так как оно содержит пересказ истории распопа Иова из Жития Евфросина.
Н. И. Серебрянский полагает также, что говоря о том, какими карами наказываются целые государства за недостойную жизнь царей («да за то бывает великое порушение царьствию их, и наполнится царство их страсти и печали, и будут в та лета убивания и муки и юнош нещадение, ови на коло, а иным главное отсечение и затоцы без милости, и многи гради огнем попалени будут», – Серебрянский.
Очерки по истории монастырской жизни..., с. 529), К. имел в виду печальные события царствования Ивана Грозного. Вероятнее всего автором Послания был «черный священник Корнилий», упоминаемый в купчей грамоте 1592 г. на полдвора, проданного снетогорскими монахами Сироткину монастырю.
Изд.: Серебрянский Н. И. 1) Один из малоизвестных памятников псковской монастырской письменности // ПДПИ.
СПб. 1904, т. 156, с. 1–22; 2) Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908, с. 490–495.В. И. Охотникова
Словарь книжников и книжности Древней Руси
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 386 | |
2 | 380 | |
3 | 374 | |
4 | 365 | |
5 | 361 | |
6 | 355 | |
7 | 348 | |
8 | 347 | |
9 | 347 | |
10 | 345 | |
11 | 344 | |
12 | 344 | |
13 | 340 | |
14 | 340 | |
15 | 339 | |
16 | 337 | |
17 | 336 | |
18 | 336 | |
19 | 333 | |
20 | 329 |