Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - паралипомен иеремии

 

Паралипомен иеремии

паралипомен иеремии
Паралипомен Иеремии – переводной апокрифический памятник. Славянский текст П. соответствует греческому оригиналу, носящему название: Διήγησιζ περὶ τῆζ ’αιχμαλωσίαζ ‛Ιερουσαλὴμ ε̉̉̉ιζ τὰ παραλειπόμενα τοῦ ‛αγίου Ιερεμίου τοῦ προφήτου, т. е. «Повествование о пленении Иерусалима, восполняющее опущенное у Иеремии пророка». Название П. регулярно встречается в славянских индексах ложных и отреченных книг: «Паралипомена Иеремеина о пленении, что орла слали в Вавилон с грамотою к Иеремии», или короче: «Паралипомена, что орла слали к Иеремии в Вавилон».

В русских списках П. носит различные названия: «Слово Еремия пророка о пленении града Ерусалимська», «Повесть святаго и великаго пророка Иеремии о преселении и о прогнаньи Иерослалимли», «Слово святаго пророка Иеремии», редко – «Паралипомена Иеремии» и др. (нач.: «Бысть егда пленени быта сынове израилеви царемь халдейским...»). В П. рассказывается следующее. Бог сообщает Иеремии и Варуху о предстоящем завоевании Иерусалима Навуходоносором. Варух и Иеремия закапывают в землю священные сосуды. Иеремия вместе с остальными жителями отправляется в плен, в Вавилон. Варух остается подле города. Далее повествуется о чуде с Авимелехом. По молитве Иеремии и по воле бога Авимелех накануне падения города отправляется за смоквами (инжиром). На обратном пути, утомленный жарой, он садится под деревом, засыпает и спит 66 (или 70) лет. Проснувшись, Авимелех находит Варуха, «седящего во гробе» (?). Они посылают с орлом «епистолию» в Вавилон Иеремии, с орлом же получают ответ. Иеремия вместе с остальными горожанами возвращается из Вавилона. Он умирает, затем воскресает и вновь гибнет: на этот раз его забили насмерть камнями горожане. Обращалось внимание на яркую сюжетную деталь: смоквы, которые нес Авимелех за все годы его сна остаются столь же свежими; из них продолжает течь сок («млеко каплюще»).

Старший из известных славянских списков П. находится в составе Успенского сборника XII–XIII вв. (ГИМ, Синод. собр., № 1063/4), однако текст дефектен: без начала и с лакуной в середине. Другой список XII–XIII вв., болгарского происхождения, в настоящее время представлен двумя фрагментами: ГПБ, греч. № 70 и в составе сборника № 34 монастыря св. Екатерины на Синае (см.: Загребин В. М. О происхождении и судьбе некоторых славянских палимпсестов Синая. – В кн.: Из истории рукописных и старопечатных изданий: (Исследования, обзоры, публикации). Л., 1979, с. 64–72). Известны также списки: ГИМ, собр. Хлудова, № 195; ГПБ, Солов. собр., № 135/1132; ГБЛ, Музейное собр., № 3176 и др. П. входит в состав ВМЧ под 1 мая.

С П. связан и другой апокриф: «Повесть о плаче и рыдании пророка Иеремии и о Иерусалиме и о запустении его» (нач.: «Иеремия сей великий пророк от Наафона случается...»). В начале его повествуется о пророчествах Иеремии и о наказаниях, которым его подвергают в Иерусалиме (пророка заключают в темницу, бросают в ров, откуда он выведен по заступничеству Авимелеха). В дальнейшем апокриф сюжетно близок к П. Этот апокриф входит в состав Пролога стишного под 4 ноября, а также некоторых сборников (напр. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 751 и 765). В древнерусской рукописной традиции встречается также Житие пророка Иеремии (нач.: «Иеремия бе от Анатота и погребен бысть в Египте...»), читающееся уже в Изборнике 1073 г. (издание текста: ПЛ, вып. 3, с. 72), в списках библейских книг, где оно предшествует каноническому тексту Книги пророка Иеремии, в составе пророческих книг с толкованиями. Входит оно и в состав ВМЧ под 1 мая. В Прологе под 1 мая читается статья «Страсть пророка Иеремии» (нач.: «Сей из утробы матерьне освящен бысть...» или «Иеремия пророк освященный от чрева матерня...»). Извлечения из библейской Книги пророка Иеремии входят в состав некоторых хронографических компиляций: Хронографа Архивского, Хронографа Виленского (см.: Истрин В. М. Александрия русских хронографов. М., 1893, с. 334–335), Хронографа Троицкого, полной редакции Палеи Хронографической (см.: Истрин. Редакции Толковой палеи, с. 177–180; Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 67). В Сербской Александрии духовным наставником Александра Македонского является пророк Еремия. О его соотношении с библейским пророком Иеремией писал А. Н. Веселовский (Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. Вып. I. – СОРЯС, т. 40, № 2, СПб., 1886, с. 331–379).

Изд.: Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 273–297; т. 3, с. 15–24; Срезневский И. И. Древние славянские памятники юсового письма. СПб., 1868, с. 185–187; Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, с. 406–413; Nоvасоvić St. Apokrifi jednoga srpskog ćirilowskog zbornika XIV v. – Starine. U Zagrebu, 1876, t. 8, s. 36–48; Роlivka Gj. Opisi i izvodi iz nekoliko jugoslavenskih rukopisa u Pragu: Priča proroka Jeremije о plijenjenju Jerusalima. – Starine. U Zagrebu, 1889, t. 21, s. 221–224; Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971, с. 31–37.

Лит.: Истрин В. М. Редакции Толковой палеи. – ИОРЯС, 1905, т. 10, кн. 4, 1905, с. 179; Яцимирский. Библиографический обзор, с. 221–227; Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с. 145–147.

О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):