Словарь книжников и книжности Древней Руси - прохор епископ ростовский
Прохор епископ ростовский
прохор епископ ростовский
Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до приезда на Русь митрополита Феогноста (1328 г.), по-видимому, возглавлял русскую церковь. 14 августа 1327 г. освятил в Москве собор в честь успения богородицы, строительство которого было начато 4 августа 1326 г., при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В Житии митрополита Петра в рассказе о его канонизации на Владимирском соборе 1327 г. упоминается П.: «Князь Иван, написав та чюдеса, и посла в град Владимерь ко святому собору, и, взем свиток, преподобный епископ Прохор взиде на анбол, и нача чести чюдеса, бывшаа в граде Москве от гроба святаго Петра митрополита». Второй извод первой редакции этого жития в рукописях называется «Преставление Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора епископа ростовского». На этом основании Житие митрополита Петра в первоначальной редакции считалось написанным П. Но уже Е. Е. Голубинский усомнился в возможности этого, так как П. упоминается там при этом как преподобный. В. А. Кучкин также отрицает авторство П., объясняя наличие его имени в заголовке Жития тем, что оно было перенесено сюда с Поучения, которое во втором изводе присоединили к Житию. Таким образом, П. он считает автором этого Поучения. Поучение же это является собственно поучением лишь в первой своей части, второй частью представляя собой похвальное слово митрополиту Петру. Оно несамостоятельно и обнаруживает свою зависимость от «Поучения на память святого апостола Марка», «Поучения на память апостола или мученика», «Похвального слова вселенским патриархам», «Поучения в неделю по рождестве Иоанна Предтечи» и от третьей статьи Фрейзингенских отрывков. В рукописях, однако же, оно не носит имени П., но называется обычно, когда помещается отдельно от Жития, «Поучение Петра митрополита, егда препре тверского епископа Андрея в соборе». Наличие имени Петра в этом заголовке заставляет допустить, что поучение Петра здесь слито с похвальным ему словом П.Изд.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, с. 312; Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – Христ. чт., 1909, август–сентябрь, с. 1113–1115.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 76; Барсуков. Источники агиографии, стб. 447–449; Ист. рус. лит. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 70; Голубинский Е. История русской церкви, период второй, Московский. М., 1900, т. 2, 1-я пол., с. 98; Кучкин В. А. Сказание о смерти митрополита Петра. – ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 59–79.
Г. М. Прохоров
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 387 | |
2 | 381 | |
3 | 376 | |
4 | 366 | |
5 | 362 | |
6 | 356 | |
7 | 349 | |
8 | 349 | |
9 | 348 | |
10 | 347 | |
11 | 346 | |
12 | 345 | |
13 | 343 | |
14 | 341 | |
15 | 340 | |
16 | 339 | |
17 | 338 | |
18 | 337 | |
19 | 335 | |
20 | 331 |