Словарь книжников и книжности Древней Руси - житие василия блаженного
Житие василия блаженного
Ж. было написано вскоре после открытия мощей (оно опубликовано И. И. Кузнецовым по старейшему списку 1600 г.). Это памятник, в котором сильно сказался стиль «второго монументализма» с его склонностью к риторике и общим местам. При невысокой информативности Ж. оно полно реминисценций из других текстов – в частности, из похвального слова Иоанну Богослову, приписываемого Иоанну Златоусту и включенного в Великие Минеи Четии (сравнение подвижника с артистом, «мусикийским художником»), из Домостроя (объяснение парадоксального жеста Василия, швырявшего каменья в дома благочестивых жителей и, напротив, плакавшего у вертепов; оказывается юродивый бросал каменья в бесов, силившихся проникнуть в жилища праведников, и вместе с ангелами оплакивал ведущих «скаредную» жизнь). Заимствования характерны и для «краткого похвального слова» Василию, которое, по всей вероятности, завершало основной текст Ж. «Краткое похвальное слово» – это мозаика из икоса второй службы Василия и похвалы Исидору Твердислову.
Однако Ж. имеет несомненную художественную ценность; в нем дан набор стереотипов поведения юродивого: презрение к телу (на самых ранних иконах Василий изображен нагим, без «опоясывания чресл»; поскольку у него было прозвище Нагой, это, возможно, отражает реальность); элементы общественного протеста (легендарный эпизод о том, как Василий «шаловал» во дворце Ивана Грозного), жесты юродивого, и т. д.
Наряду с этим ранним («полным», по терминологии издателя) Ж. существует и позднее Ж., созданное уже в XVIII в. (в позднем Ж. упоминаются «игрища» на Красной площади; это очевидный намек на общедоступный театр Петровской эпохи). Оно представляет собою собрание народных рассказов о Василии и принадлежит столь же к литературе, сколь и к городскому фольклору. И. И. Кузнецов назвал его «житием особого состава».
А. И. Соболевский предложил другую терминологию – Ж. «каноническое» и Ж. «апокрифическое», справедливо отметив, что дилетантское, изобилующее ошибками издание И. И. Кузнецова не дает представления о литературной истории Ж. Необходимо новое, научное издание и исследование Ж. Василия Блаженного – и «канонического», и «апокрифического».
Изд.: Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 (Зап. Моск. археол. ин-та, т. 8) (рец.: Соболевский А. И. – ИОРЯС, 1913, кн. 3, с. 391–395).
Лит.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, с. 106, 130–132 и др.
А. М. Панченко
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 387 | |
2 | 381 | |
3 | 375 | |
4 | 366 | |
5 | 362 | |
6 | 356 | |
7 | 349 | |
8 | 348 | |
9 | 348 | |
10 | 346 | |
11 | 345 | |
12 | 345 | |
13 | 342 | |
14 | 341 | |
15 | 340 | |
16 | 338 | |
17 | 338 | |
18 | 337 | |
19 | 334 | |
20 | 330 |