Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античной литературы - плутарх

Плутарх

плутарх

ПЛУТАРХ (ок. 46 ок. 127) древнегреческий писатель и философ. Много путешествовал, читал лекции по философии в Риме, возглавлял философскую школу в Херонее, занимал высокие общественные должности. Литературное наследие Плутарха, по свидетельствам современников, включало 227 произведений, из них сохранилась примерно половина. Самое знаменитое из них “Сравнительные жизнеописания” включает 46 парных и несколько одиночных биографий знаменитых греческих и римских государственных деятелей и полководцев.

Сохранились также другие значительные труды Плутарха: “Нравственные сочинения” (или “Моралии”), объединяющие более 60 трактатов по этике, религии, политике и литературе, “Как юноше читать поэтов”, “Гомеровские изыскания” и др. Соболевский С.И. Плутарх // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. М., 1961; Аверинцев С.

С. Подбор героев в “Параллельных жизнеописаниях” Плутарха // Вестник древней истории. 1965, № 2; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973; Лосев А.Ф. Плутарх. Очерк жизни и творчества // Плутарх. Сочинения. М., 1983; Боровский Я.М. Плутарх и его “Застольные беседы” // Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Томашевская М.

Плутарх // Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 1. М., 1990. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПЛУТАРХ (ок. 45ок. 127) древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии". ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  Плутарх ПЛУТ́́АРХ (Πλούταρχος) из Херонеи (ок. 46 — ок. 127), греч. философ и историк. Автор морально-филос. сочинений и 50 биографий, в т.ч. 46 «Параллельных жизнеописаний» выдающихся деятелей Греции и Рима. В России известен с сер. 18 в. Декабристы вслед за деятелями франц. бурж. революции видели в его соч. прославление респ. идей и гражд. добродетелей. Неоднократно к нему обращался А. С. Пушкин. Европ. драматурги, начиная с У. Шекспира, черпали из биографий П. сюжеты для своих трагедий.В 1831 Л. записал в тетради: «Memor: написать трагедию: Марий, из Плутарха...» — и набросал ее план (VI, 375). Его заинтересовал мрачный, жестокий и мстительный характер рим. полководца Мария (ок. 157—86 до н. э.), превратности его судьбы: от могущества и славы он пришел к последней степени унижения и позора. В план трагедии (см. Планы. Наброски. Сюжеты) Л. включил только драм. события последних лет жизни Мария. В своем плане Л. не выходил за пределы сообщений П., за исключением 5-го д., в финал к-рого он ввел тень умершего Мария-отца, повелевающего Марию-сыну покончить с собой и тем прекратить их род (прием, видимо, заимствован из «Гамлета» Шекспира). Замысел Л. остался...
Лермонтовская энциклопедия
3.
  ПЛУТАРХ (ок. 40-120 нашей эры) греческий писатель, историк и философ; жил в эпоху стабилизации Римской империи, когда хозяйство, политическая жизнь и идеология античного общества вступили в период, длительного застоя и загнивания. Идеологическим следствием этого регресса античного рабовладельческого хозяйства был поворот господствующих классов от сравнительно рационалистического стоицизма, к-рый устанавливал известный компромисс между верой и знанием и являлся ведущей философией римской аристократии, к религиозной и мистической философии, в первую очередь к пифагореизму и платонизму, к более интенсивному включению традиционных верований в миросозерцание культурных верхов. Социальная проблематика суживается до проповеди малых дел, полезной деятельности в замкнутом кругу. П. типичный представитель греческой городской аристократии этого времени: выступая иногда на более широкой политической арене, он старался оставаться по преимуществу местным деятелем родной Херонеи (Беотия) и работал в узком кругу друзей и учеников, к-рые образовали вокруг него небольшую академию.Философия П. эклектична:...
Литературная энциклопедия
4.
  Плутарх (Plutarch, ок. 50-130)греческий историк, биограф. См. Норт, сэр Томас. Шекспировская энциклопедия. — М.: Радуга. Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. Перевод А. Шульгат. 2002. ...
Шекспировская энциклопедия
5.
  Плутарх Плутарх, Plutarchos, из Херонеи, до 50-после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу с многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана, который помог П. получить римское гражданство. Однако в скором времени П. возвратился в Херонею. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода «частную академию», в которой играл роль наставника и лектора. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение. — П. не был оригинальным...
Энциклопедия античных писателей
6.
  Плутарх Плутарх(из Херонёи (ок. 45 ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом демоны (гении). Философия для П. — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины