Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - плутарх

Плутарх

плутарх

Плутарх

Плутарх, Plutarchos, из Херонеи, до 50-после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу с многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана, который помог П. получить римское гражданство. Однако в скором времени П. возвратился в Херонею. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода «частную академию», в которой играл роль наставника и лектора. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение. — П. не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители, написали до него. Но в обработке П. целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик и именно в таком виде она определяла в течение многих веков европейскую мысль и литературу. Богатству интересов П. (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии. (Все названия обычно цитируются по-латыни.) В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например, похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (гр. Тихе) и ее роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для П. является небольшое сочинение О состоянии духа. В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, О чрезмерном любопытстве, О болтливости, Об излишней робости). По этим же причинам П. занимался вопросами любви и брака. Во всех этих сочинениях находят отражение педагогические интересы П., неудивительно, что он поднимал подобные вопросы также в работах Как нужно молодому человеку слушать поэтов, Как пользоваться лекциями и т.д. Тематически приближаются к ним политические сочинения П., особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей. К сочинениям на темы семей ной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене П. Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу, в которых П., не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, тем не менее приводит множество ценных сведений по истории философии. К ним следует причислить сочинения об учении Платона, как например, Платоновские вопросы или О сотворении души в «Тимее», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков. П. писал и о человеческой душе, интересовался психологией, возможно, даже психологией животных, если сочинения о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера. Вопросам религии П. посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение Об Исиде и Осирисе, в котором П., сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса. Об интересе П. к древностям свидетельствуют два сочинения: Греческие дела (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и Римские дела (Aitia Romaika; лат. Ouaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Сочинение П. О лике на лунном диске представляет различные теории относительно этого небесного тела, в конце П. обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов. Пристрастия П., столь ярко проявившиеся в его биографиях, нашли отражение также в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений Апофтегматы, вероятно, большей частью не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения, как Пир семи мудрецов или Беседы на пиру (в 9 книгах). В Этике П. включены и не аутентичные произведения неизвестных авторов. К важнейшим из них принадлежат: О музыке, представляющее один из главных источников наших знаний об античной музыке (Аристоксен, Гераклеид Понтийский), и О воспитании детей, произведение чрезвычайно известное и переведенное в эпоху Возрождения на многие языки. Однако своей славой П. обязан не Этике, а биографиям. Во вступлении к жизнеописанию Эмилия Паула (Aemilius Paulus) сам П. очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописания привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В биографиях П. следует учению перипатетиков (см. Аристотель), которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. П. выстраивает их согласно схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя и ее обстоятельства. Желая обрисовать деяния своих героев, П. использовал доступный ему исторический материал, с которым обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, П. охотно привлекал анекдоты. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Однако биографии П. имеют представляют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Писать биографии П. начал еще в юности. Вначале он обратил свое внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара. Эпаминонда — впоследствии стал писать и о представителях других областей Греции: о Леониде, Аристомене, Арате Сикионском, и даже о персидском царе Артаксерксе II. Во время пребывания в Риме П. создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые их этих пар составлены удачно, как например, мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул, первые законодатели — Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди — Александр и Цезарь. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеон и Эмилий Паул, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После биографий П. давал общую характеристику, сравнение двух образов (synkrisis). Лишь у нескольких пар это сопоставление отсутствует, в частности, у Александра и Цезаря. Всего было 23 пары, представленные в хронологическом порядке. Сохранилось 22 пары (утрачены жизнеописания Эпаминонда и Сципиона) и четыре единичных жизнеописания более раннего периода: Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона. Всю свою жизнь П. посвятил общественной и политической деятельности, а прежде всего — педагогике. Изо всех сил он старался показать культурную роль Греции. До конца античности и в Византии П. пользовался громкой славой величайшего воспитателя и философа. В эпоху Ренессанса (XV в.) найденные сочинения П., переведенные на латинский язык, вновь стали основой европейской педагогики. Чаще всего читали трактат О воспитании детей, до начала XIX в. считавшийся аутентичным.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПЛУТАРХ (ок. 45ок. 127) древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии". ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  Плутарх ПЛУТ́́АРХ (Πλούταρχος) из Херонеи (ок. 46 — ок. 127), греч. философ и историк. Автор морально-филос. сочинений и 50 биографий, в т.ч. 46 «Параллельных жизнеописаний» выдающихся деятелей Греции и Рима. В России известен с сер. 18 в. Декабристы вслед за деятелями франц. бурж. революции видели в его соч. прославление респ. идей и гражд. добродетелей. Неоднократно к нему обращался А. С. Пушкин. Европ. драматурги, начиная с У. Шекспира, черпали из биографий П. сюжеты для своих трагедий.В 1831 Л. записал в тетради: «Memor: написать трагедию: Марий, из Плутарха...» — и набросал ее план (VI, 375). Его заинтересовал мрачный, жестокий и мстительный характер рим. полководца Мария (ок. 157—86 до н. э.), превратности его судьбы: от могущества и славы он пришел к последней степени унижения и позора. В план трагедии (см. Планы. Наброски. Сюжеты) Л. включил только драм. события последних лет жизни Мария. В своем плане Л. не выходил за пределы сообщений П., за исключением 5-го д., в финал к-рого он ввел тень умершего Мария-отца, повелевающего Марию-сыну покончить с собой и тем прекратить их род (прием, видимо, заимствован из «Гамлета» Шекспира). Замысел Л. остался...
Лермонтовская энциклопедия
3.
  ПЛУТАРХ (ок. 40-120 нашей эры) греческий писатель, историк и философ; жил в эпоху стабилизации Римской империи, когда хозяйство, политическая жизнь и идеология античного общества вступили в период, длительного застоя и загнивания. Идеологическим следствием этого регресса античного рабовладельческого хозяйства был поворот господствующих классов от сравнительно рационалистического стоицизма, к-рый устанавливал известный компромисс между верой и знанием и являлся ведущей философией римской аристократии, к религиозной и мистической философии, в первую очередь к пифагореизму и платонизму, к более интенсивному включению традиционных верований в миросозерцание культурных верхов. Социальная проблематика суживается до проповеди малых дел, полезной деятельности в замкнутом кругу. П. типичный представитель греческой городской аристократии этого времени: выступая иногда на более широкой политической арене, он старался оставаться по преимуществу местным деятелем родной Херонеи (Беотия) и работал в узком кругу друзей и учеников, к-рые образовали вокруг него небольшую академию.Философия П. эклектична:...
Литературная энциклопедия
4.
  Плутарх (Plutarch, ок. 50-130)греческий историк, биограф. См. Норт, сэр Томас. Шекспировская энциклопедия. — М.: Радуга. Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. Перевод А. Шульгат. 2002. ...
Шекспировская энциклопедия
5.
  ПЛУТАРХ (ок. 46 ок. 127) древнегреческий писатель и философ. Много путешествовал, читал лекции по философии в Риме, возглавлял философскую школу в Херонее, занимал высокие общественные должности. Литературное наследие Плутарха, по свидетельствам современников, включало 227 произведений, из них сохранилась примерно половина. Самое знаменитое из них “Сравнительные жизнеописания” включает 46 парных и несколько одиночных биографий знаменитых греческих и римских государственных деятелей и полководцев. Сохранились также другие значительные труды Плутарха: “Нравственные сочинения” (или “Моралии”), объединяющие более 60 трактатов по этике, религии, политике и литературе, “Как юноше читать поэтов”, “Гомеровские изыскания” и др. Соболевский С.И. Плутарх // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. М., 1961; Аверинцев С.С. Подбор героев в “Параллельных жизнеописаниях” Плутарха // Вестник древней истории. 1965, № 2; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973; Лосев А.Ф. Плутарх. Очерк жизни и творчества // Плутарх. Сочинения. М., 1983; Боровский Я.М. Плутарх и его “Застольные беседы” // Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Томашевская...
Энциклопедия античной литературы
6.
  Плутарх Плутарх(из Херонёи (ок. 45 ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом демоны (гении). Философия для П. — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины