Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - коллаж

Коллаж

коллаж
Коллаж

Коллаж(фр. collage — приклеивание) Один из популярных приемов создания произведений искусства в XX в., хотя случаи использования его встречаются и в искусстве более ранних времен. Впервые осознанно и последовательно технику К. применили в своих произведениях кубисты (см.: Кубизм) — особенно активно — П.Пикассо, наклеивая кусочки старых газет и некоторые другие предметы (дерево, материю) на свои картины. С одной стороны, они выполняли в структуре картины те же функции, что и написанные красками элементы, так как органично включались в композиционное и цветовое единство картины. С другой, — включение элементов обыденных предметов в произведение искусства ставило по-новому проблему понимания искусства в целом, уравнивая элементы утилитарных предметов, вроде бы не имеющих никакого отношения к искусству, с вырабатывавшимися столетиями чисто художественными элементами. Фактически узаконивание приема К. означало революционный переворот в визуальных искусствах (так называемая «революция приклеивания» — «The Pasted-Paper Revolution»). Отсюда оставался один шаг до признания вообще любого предмета обыденной реальности, изъятого из утилитарно-функционального контекста и помещенного в контекст музейно-художественного пространства, полноправным произведением искусства, что и осуществил в своих ready mades (см.: Реди-мейд) уже в 1913 г. Марсель Дюшан. Прием К. активно использовали футуристы (Футуризм), дадаисты (Дада), сюрреалисты (Сюрреализм), представители поп-арта. Его развитием стали ассамбляж и инсталляция. Дадаисты и сюрреалисты включали в свои К. многие предметы и их элементы, подобранные на свалках, обозначив их как objet trouve (найденный предмет). К. в качестве составной части используют до сих пор представители многих направлений визуальных искусств и современных арт-практик. Принцип К. активно применялся авангардистами в словесных искусствах (в частности, дадаистами, сюрреалистами и близкими к ним вплоть до метода «нарезки» У.Берроуза), и в музыке (Э.Сати, Дж.Кейдж и др.).

Лит.: Aragon L. Les collages. Paris, 1965;

Wescher H. Collage. RY., 1968;

Collages. Ed. Group Mu. Revue d'esthetique. 3-4. Paris, 1978;

Poggi Ch. In Defiance of Painting: Cubism, Futurism, and the Invention of Collage. New Haven, 1992.

Л.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..

В.В.Бычков.

2003.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КОЛЛАЖ (франц. collage букв. наклеивание),1) прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.2) В музыке 20 в. введение в сочинения стилистически чуждых фрагментов из произведений др. композиторов (напр., включение темы фортепьянные сонаты Й. Гайдна в финал 1-го фортепьянного концерта Д. Д. Шостаковича). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  КОЛЛАЖ (французское collage), 1) прием в изобразительном искусстве: на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету, фактуре; произведения, исполненные в этой технике. 2) В музыкальном искусстве 20 в. введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений других композиторов (например, включение темы фортепьянной сонаты Й. Гайдна в финал 1-го фортепьянного концерта Д.Д. Шостаковича), иногда из собственного сочинения в соответствии с художественным замыслом. ...
Современная энциклопедия
3.
  (франц. collage, буквально наклеивание), технический приём в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем называется также произведение, выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент коллаж был введён представителями кубизма, футуризма и дадаизма.П. Пикассо. "Бутылка аперитива". 1913. Университет Вашингтона. Сент-Луис.Литература: Wescher H., Die Collage. Geschichte eines kьnstlerischen Ausdrucksmittels, Kцln, (1968). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) ...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины