Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - дневник

Дневник

дневник
Дневник

ДНЕВН́́ИК, литературно-бытовой жанр, широко использованный Л. в стихах и прозе. Внедрение формы Д. в лит-ру осуществляется Л. — с разной степенью интенсивности — на протяжении всего творч. пути.

Д. предполагает записывание кем-либо существенных событий своей личной жизни, связанных с ними переживаний, размышлений, сокровенных рассуждений о жизни и мире в целом. Формальные признаки Д. — повествование от первого лица и датировка каждой записи, охватывающей, как правило, один день и характеризующей его с т.з. пишущего. Записи в Д. — как бы вехи на пути духовного развития автора. Характерная черта Д. — неожиданное постижение, открытие ведущим Д. того, что было скрыто, не замечено человеком в самом себе, в других людях, в мире вообще. Историч. формированию Д. как особого жанра предшествует летопись, однако Д. отказывается от летописной объективности. Социально-психол. основой Д. в лит-ре 19 в. становится утверждение «Я» как первостепенной духовной ценности и верховного судьи окружающих: Д. генетически связан с развитием индивидуализма как мироощущения.

В поэзии Л. с первых его лит. опытов обнаруживается стремление к «дневниковости» лирич. повествования. Его стихи нередко точно датированы: «1830. Майя. 16 число», «1830. Июля 15-го», «1831-го января», «1831-го июня 11 дня», «11 июля». Уже здесь поэтич. Д. из факта личной жизни поэта становится общелитературным и общезначимым фактом (см. Автобиографизм), и хотя стихи эти были опубл. лишь в 60—80-е гг., они — полноценное явление рус. поэзии. Их идеи, образы, худож. мотивы отзовутся в последующих стихах Л. [ср. «Так жизнь скучна, когда боренья нет» («1831-го июня 11 дня») с «Парусом» и др. стихами, вплоть до «Думы»].

Ведущий дневниковые записи адресует их самому себе, что предполагает их сугубо интимную эмоциональную окраску и непринужденность, связанную с независимостью пишущего от чужого мнения и социальных норм, к-рые, впрочем, все равно проникают в структуру Д., придавая свободе высказывания противоречивость и неполноту. Как бы ни был свободолюбив и независим юноша Л. в ранних лирич. дневниковых записях, его духовный автопортрет не выходит за пределы господствовавших в об-ве романтич. этических норм и канонов.

Л. верен важной особенности бытования Д.: Д. должен сохраняться в тайне. Его лирич. дневниковые записи не были рассчитаны па публикацию; их установка на секретность неподдельна. При этом лирич. Д. у Л. фиксирует не столько интимные, личные события и происшествия, а прежде всего идеи, мнения о мире как целом и о человеке в мире: «Лишь в человеке встретиться могло / Священное с порочным. Все его / Мученья происходят оттого» («1831-го июня 11 дня»).

Характерная для Д. субъективность откровений и открытий проникает и в поздние стилизованные под импровизацию фрагменты типа «Есть речи — значенье» или «Гляжу на будущность с боязнью», в идиллию «Когда волнуется желтеющая нива» и в элегию «Выхожу один я на дорогу». Но субъективная «дневниковая» интонация не приводит здесь к всепоглощающей самососредоточенности: поэт улавливает момент столкновения своей вечно движущейся мысли с противоречиями и загадками жизни, запечатлевает наиболее светлые или, напротив, трагич. следствия соприкосновения сознания и бытия. Эти наблюдения, озарения, догадки, мечты — вехи его духовной жизни, обозначить к-рые стремится именно Д. Нек-рые формальные признаки Д. сохраняются в стих. «Как часто, пестрою толпою окружен» (датировка «1-е января»).

30-е гг. — время интенсификации «дневникового» самовыражения в рус. обществ. сознании. Д. утверждает себя как форма духовной свободы даже в заточении (В. К. Кюхельбекер). Одновременно открывается его жанрово противоречивый характер: произвольность суждений об окружающих, узурпация права судить о них заочно. «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя содержат элементы пародии на Д. как жанр.

В «Герое...» Л. занимает по отношению к Д. скептич. позицию. Д. становится здесь не только способом авторской характеристики и формой самовысказывания героя, но предметом изображения, самый жанр Д. подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно-смысловую бесспорность: Д. в романе и вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений, и одновременно дезориентирует читателя. Печорин выступает единоличным и полновластным судьей окружающих. Каждое их слово или поступок преломляется через его восприятие и оказывается значительным лишь постольку, поскольку он интересует Печорина, угрожает ему или сулит духовное наслаждение. Перманентное состояние Печорина перед лицом окружающих — состояние победителя: он побеждает на дуэли, в любви и даже в эпатирующем торге за дорогой ковер. Побеждает он и в пари о том, есть ли предопределение, утверждая не столько к.-л. истину, сколько метод отыскания высших онтологич. истин — их экспериментальную, «позитивистскую», проверку («Фаталист»; см. Демонизм). Вопрос о сущности Д. как жанра вырастает в романе в серьезную обществ.-нравств. проблему. С одной стороны, Д. дает человеку возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с др. стороны, Д. ведет к духовной разрозненности — герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом Д.

Лит.: Турбин, с. 10, 81, 83, 149—51.

А. М. Песков, В. Н. Турбин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДНЕВНИК записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ДНЕВНИК см. Мемуарная литература. ...
Литературная энциклопедия
3.
  ДНЕВНИК. Так называются записки, составленные данным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» (от слово «день») указывает на отличительную формальную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий, правда, иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Во всяком случае, подобные записи не ретроспективны: они современны соответствующим событиям. От этой основной формальной особенности дневника зависит и расчленение его на части. Оно обусловлено датой отмечаемых событий, а не их внутренней последовательностью. Второй значительной особенностью дневника служит его субъективная форма: рассказ о событиях ведется всегда от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора. Авторами дневников нередко бывают лица, никакого отношения к искусству не имеющие. Даже писатели-художники, ведя свой дневник, если он не предназначен к опубликованию, не ставят при этом перед собою специальных художественных задач; Поэтому обычный...
Словарь литературных терминов
4.
  1) Форма повествования, которое ведется от первого лица; записанные реальными людьми сведения о текущих событиях своей жизни. Особенностью Д. является то, что дневниковые записи всегда современны фиксируемым событиям.2) В художественной литературе жанровая разновидность прозы ("Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина). Д. может стать и средством раскрытия характера героя ("Журнал Печорина" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):