Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - аякс

Аякс

аякс

АЯКС (герой трагедии Софокла «Аякс» (точная дата постановки неизвестна, но трагедия считается одной из самых ранних, и предположительную датировку можно дать лишь в достаточно широких пределах: середина 50-х середина 30-х годов V века до н.э.), сын Теламона, царя Саламина, и предводитель саламинских воинов под стенами Трои. Сюжет трагедии выходит за рамки событий, изображенных в гомеровском эпосе, однако А. представлен вполне соответствующим своей эпической репутации: как второй после Ахилла в объединенном ахейском войске. Два его прекраснейших подвига защита греческого войска в момент самого страшного его поражения (знаменитый бой у кораблей) и единоборство с Гектором, на которое, за отсутствием Ахилла, добровольно никто не мог отважиться. Было решено бросить жребий, и А. сделал так, что сражаться с Гектором досталось ему. А. остался победителем, хотя ему и не удалось поразить Гектора. Рыцарски благородному А. нанесено жестокое оскорбление: доспех Ахилла после гибели последнего был присужден Одиссею. (Следует отметить, что, в отличие от Гомера, Софокл и Еврипид испытывают откровенную антипатию как по отношению к этому последнему, так и в особенности по отношению к верховному вождю ахейской рати Агамемнон}' и его брату Менелаю; Софоклов «Аякс» в этом отношении яркий пример.) А. решает отомстить и ночью истребить верхушку ахейского воинства (такая месть в глазах современников Софокла не представляла ничего предосудительного, и поступок А. не мог осуждаться с патриотических позиций, поскольку он прибыл под стены Трои не как подвластный, но как самостоятельный царь). Афина, постоянная союзница Одиссея, помрачает рассудок А., и вместо ахейской рати он перебивает трофейные стада и беззащитных пастухов. Когда безумие проходит, он чувствует себя глубоко обесчещенным этим позорным поступком и хочет прервать постылую жизнь. Его жена Текмесса (которой он обычно отвечает репликами вроде: «Молчание украшает жен») и са-ламинские воины, составляющие хор, пытаются поколебать его решимость. Тем не менее А. бросается на меч, когда-то подаренный Гектором (произнеся при этом знаменитые слова, что подарки врагов не подарки). Вестник со сцены объясняет гибель А. тем, что он был слишком самонадеян, что полагал совершать подвиги своей собственной силой, а не божественной помощью, и это расположение духа несколько раз заставляло его произносить богохульные слова («И жалкий трус с богами одолеет!»). Однако это не влияет ни на отношение самого автора к А., ни на его восприятие в позднейшей литературе (см., например, «Торжество победителей» Шиллера). А.-В.Шлегель особенно ценил в характере А. то, что его самоубийство «это не последний губительный кризис подкрадывающейся душевной болезни; скорее теоретическое пресыщение жизнью, основанное на убеждении в ее малой ценности... Никакое малодушное отчаяние не делает А. недостойным его суровой героической души». Шлегель подчеркивал, что он умер, подобно Катону Младшему, в полном сознании своего положения и позаботившись о всех своих.

Лит.: Schlegel A.-W. Griechisches und romisches Theater. Leipzig, 1880; Schlegel A.-W. Ueber draraa-tische Kunst und Litteratur. Vorlesungen. Heidelberg,

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины