Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - джо кристмас

Джо кристмас

джо кристмас

ДЖО КРИСТМАС (англ. Joe Christmas) герой романа У.Фолкнера «Свет в августе» (первонач. назв. «Темный дом», 1931-1932). В образе Д.К. просматривается структура античной трагедии рока, сопряженная с темой экзистенциализма мотивом фатального одиночества и отчужденности человека во враждебном мире. Сам Фолкнер считал Д.К. одним из немногих своих трагических героев. Д.К.«антиобщественный элемент»: он вор, убийца, торговец контрабандным спиртным. Как и Клайд Гриффите, Д.К.жертва «американской трагедии». По этому поводу Фолкнер отмечал: «...вообще человек жертва собственной натуры, своей среды, своего окружения, и ни про кого нельзя сказать, что он только плохой или только хороший... Человек пытается быть лучше в пределах возможного».

«Пределы возможного» для Д.К. оказываются чрезвычайно тесны. Он смутно догадывается, что в его жилах греховно перемешались белая и негритянская кровь, и старается достичь спасения, жить согласно внутреннему зову души. Но этот зов яростный голос его смешанной крови оказывается для него саморазрушительным. По оценке автора, «единственное его спасение состояло в том, чтобы отвергнуть человечество, начать жить изгоем». Трагическая неприкаянность удел Д.К. Он ощущает неосознанную тягу к своим тайным собратьям по крови, но те гонят прочь «белого человека», когда он появляется в негритянской части города. Одновременно он испытывает ненависть к белым, и эта ненависть понуждает его совершить два убийства. Вся биография Д.К.это путь, говоря словами Камю, «бунтующего человека», бросившего вызов поработителям своей души сначала персоналу сиротского дома, потом приютившим его бездетным фермерам, потом всему миру, которому он бессознательно мстит за страдания, причиненные белыми господами его чернокожим предкам. Он узник своей памяти, страшных воспоминаний об исковерканной жизни, исполненной лишений и унижений. Но этот «негритянский ублюдок» еще и кладезь коллективной памяти предшествующих поколений. Сам он не осознает, отчего бурлит в нем неукротимое агрессивное бунтарство. Ответ формулирует мисс Берден, его последняя жертва, в знаменитой сентенции о «черной тени креста», которая падает на лицо всех новорожденных белых детей, обреченных быть на нем распятыми.

Словно подтверждая истинность этих пророческих слов, Д.К., «безропотный слуга рока», добровольно отдает себя в руки своих палачей. Его гибель не только итог несчастной и греховной тридцатитрехлетней жизни. Д.К. «убили... все те прошлые и позапрошлые тридцатилетия, которые загрязнили его белую кровь или его черную кровь...».

Вместе с тем, помимо социальной обусловленности, образ героя имеет и символический смысл: это странное, отчасти гротескно-уродливое, иновоплощение Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть за грехи своих сограждан, за взаимную ненависть людей разной крови. Символична фамилия героя, дословно означающая «Рождество Христово» (новорожденного Д.К. нашли в ночь под Рождество на ступеньках сиротского приюта). К тому же англ, инициалы J.C.это не только Joe Christmas, но и Jesus Christ Иисус Христос. Характерны и некоторые событийные штрихи его судьбы: Д.К. выдает за денежное вознаграждение его «ученик», его поимка происходит в страстную пятницу, и погибает он в возрасте 33 лет... Впрочем, до масштабности Сына Божия Д.К. конечно же далеко, и потому параллель с фигурой и судьбой главного персонажа Нового Завета выглядит в романе натяжкой.

Лит.: Аллен У. Южный роман в США между двумя мировыми войнами

//Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

О.А.Алякринский

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины