Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - элиза дулиттл

Элиза дулиттл

элиза дулиттл

ЭЛИЗА ДУЛИТТЛ (англ. Eliza Doolittle) -героиня «романа в пяти действиях» Б.Шоу «Пигмалион» (1913), дочь Алфреда Дулиттла, лондонская цветочница, за шесть месяцев превращенная профессором фонетики Генри Хиг-гинсом в «герцогиню». Существует предположение, что Шоу заимствовал ситуацию Э.Д. из романа Т.Смолетта «Приключения Перегрина Пикля», в одном из эпизодов которого герой с успехом выдает некую специально им обученную девицу-нищенку за леди. Образ Э.Д. был создан для актрисы Патрик Кемпбелл и дописывался в процессе репетиции в лондонском «Театре Его Величества» (1914).

Героиня буквально «врывается» в пьесу: вульгарная, чумазая, с дикой, нечленораздельной речью, не лишенной подчас своеобразия (например, знаменитые «Уу-ааааа-у!» или «Кто шляпку спер, тот и тетку укокошил»). Генри Хиггинс решает на пари с полковником Пикерингом сделать из нее «настоящую леди». В ходе эксперимента Э.Д. переживает серию превращений. Первое когда ее «отмывают до такой красоты», что родной отец не в состоянии узнать. Второе когда она, очаровательная, с изысканной речью и манерами, выигрывает Хиттинсу пари. И третье когда она обнаруживает свое новое, пока еще не устоявшееся, хрупкое, но живое «Я». Обретая правильную речь, она, подобно героиням любимого Шоу Ибсена, прежде всего обретает себя самое не просто «хорошие манеры», а иной способ «быть». И, что очень важно, «быть» самостоятельно, независимо от воли своего учителя ваятеля Хигтинса. Э.Д.героиня типичного шовианского парадокса. Ей, как героине древнего сюжета о Пигмалионе и Галатее, полагалось бы, влюбившись в Хиттинса, стремиться к браку с ним. Но Шоу не мог создать такую героиню. Его Э.Д., конечно, привязана к Хиггинсу, но природа этого чувства для нее самой не вполне очевидна, во всяком случае, эротический оттенок не преобладает. Для героини гораздо важнее и интереснее собственная персона. Драма Э.Д. в том, что она в каком-то смысле не «до-воплощена» своим «создателем», пробудившим в ней природную одаренность не только музыкальность, актерские способности, замечательный слух, но и яркую, мощную индивидуальность. Хиггинс именно пробудил, а не воспитал свою Галатею, и это благодаря тому, что Э.Д. дочь своего отца, блестящего оратора и философа, мусорщика-джентльмена Алфреда Дулиттла. Конечно, Э.Д. уже не может вернуться к себе прежней. И не хочет. Ее смятение понятно: она уже хочет жить самостоятельно, но пока не знает, как. Натура страстная, тонкая, в отличие от Хиггинса, открытая другим людям, умеющая различать и ценить их душевные свойства, Э.Д. по-человечески безусловно выигрывает в «споре» со своим Пигмалионом. Героиня Шоу призвана разрушить стереотип соответствия традиционному образу «хорошо сделанной пьесы»: вместо того, чтобы мечтать о флердоранже и марше Мендельсона, она строит планы самостоятельной жизни. Понятно, что отсутствие явной любовной интриги в сюжете о Галатее и Пигмалионе разочаровывало поклонников Б.Шоу. В интерпретациях сюжета мюзикле А.Д.Лернера и Ф.Лоу «Моя прекрасная леди» (в экранизации которого роль Элизы сыграла Одри Хепберн, 1964), фильме-балете «Гала-тея» с Е.С.Максимовой в главной роли (1977) акцентировалась именно лирическая сторона взаимоотношений героев. Зато в пьесе А.Эйкборна «Воспитание Риты», сюжетно созвучной пьесе Шоу, усилен мотив драматического «превращения» одаренной ученицы.

Лит.: Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1968. С.135-142; Пирсон X. Бернард Шоу. М., 1972. С.269-284; Образцова А.Г. Стелла Патрик Кемпбелл. М., 1973. С. 114-140.

Т.Н.Суханова

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины