Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - медард

Медард

медард

МЕДАРД (нем. Medardus) герой романа Э.Т.А.Гофмана «Эликсир сатаны» (1815-1816). М. принадлежит к проклятому небом роду, начало которому положила связь талантливого и честолюбивого художника Франческо из Генуи с посланницей дьявола, обернувшейся образом св. Розалии. Рождение М. омрачено смертью отца, потомка грешного художника, отпрыска рода, запятнанного инцестами, самого преступника и убийцы. М. чувствует родовое проклятие, пытается подавить игру страстей и пагубные вожделения, но вопреки всему идет от преступления к преступлению. Гофмана интересует генеалогия зла. История М. противопоставлена традиционному пути героя «романа воспитания». Воспитанный в благочестии, в обители Святой липы, М. избирает путь служения богу. После окончания духовной семинарии становится монахом, обнаруживая талант проповедника, умение подчинять себе слушателей. Когда однажды из-за болезни красноречие изменяет ему, он решает испробовать на себе действие таинственного напитка, хранящегося среди реликвий монастыря, по преданию, дьявольского эликсира, которым Сатана искушал святого Антония. Вдохновение возвращается к нему, но его мятежной натуре тесен монастырь, он рвется в мир. В герое пробуждаются темные инстинкты, бурлит дурная наследственная кровь, он одержим жаждой власти над людьми, втягивается в авантюры, сходит с ума от безответной любви, готов обманом овладеть боготворимой девушкой. В М. будто уживаются два человека: один поэтически чувствующий, одухотворенный, другой склонный к тяжким преступлениям, терзаемый запретными страстями, одержимый жаждой убийства, слуга дьявола. Гофман наделил М. таинственным двойником, который неотступно следует за героем. М. один из тех персонажей романтической литературы, которые избрали зло, отрицая существующее мироустройство; один из демонических персонажей, преступник и искупительная жертва. В финале М. раскаивается в преступлениях и умирает приобщенным к небесной благодати. Его далекий предок, художник Франческо, наказанный за грехи бессмертием, как Агасфер, вечный скиталец, как Мельмот, покидает землю. Судьба трактуется в романе как искупление своих и чужих преступных деяний, как пример победы над дьявольскими силами.

Лит.: Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман

//Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Левин-тон А.Г. Роман Э.Т.А.Гофмана «Эликсир сатаны»

//Гофман Э.Т.А. Эликсир сатаны. СПб., 1993.

Г.В.Макарова

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины