Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - отец браун

Отец браун

отец браун

ОТЕЦ БРАУН (англ. Father Brown) герой детективных новелл английского писателя Г.К.Честертона «Простодушие о.Брауна» (1911), «Мудрость о.Брауна» (1914), «Недоверчивость о.Брауна» (1926), «Тайна о.Брауна» (1927), «Скандальное происшествие с о.Брауном» (1935).

Прототипом о.Б. послужил католический священник Джон ЙКоннор, с которым Честертон познакомился в 1904 году. Дружба с этим священником сыграла большую роль в жизни и творчестве Честертона, написавшего большое количество книг и эссе, посвященных вопросам католической нравственно-религиозной тематики: «Ортодоксия» (1908), «Св.Франциск Ассизский» (1923), «Католическая церковь и обращение» (1927). От о.бКоннора Честертон получил крещение в католичество в 1922 году в Биконсфилде.

В череде многих литературных героев-детективов, таких, как Шерлок Холмс, Эркюль Пуа-ро или Мегрэ, о.Б. занимает особое место. Удивителен его внешний вид: у него «крутое детское лицо», «большая круглая голова», «круглые глаза» весь он какой-то «круглый» и маленького роста «клецка», «коротышка». Он как бы подчеркнуто противопоставлен гордым, важным, сильным то и дело что-нибудь роняет, ползает по полу, все время ищет свой зонтик. Он всюду как бы незаметен, как бы отсутствует присутствуя. У о.Б. нет внешнего действия несколько мимолетных взглядов, малозначащих реплик и преступление раскрыто. При этом о.Б. меньше всего заботит, последует ли за раскрытием преступления арест преступника во многих рассказах читателю кажется, что преступник успевает скрыться или замести следы. Всем этим Честертон подчеркивает, что его о.Б. ведет борьбу не с преступниками, а со злом, следствием которого становятся преступления. Эта борьба во многом внутренняя о.Б. раскрывает преступления не с помощью законов логики, а с помощью своего ощущения нравственного закона, основой которого для него является христианская вера. Через образ о.Б. постоянно проходят католические мотивы греха, покаяния и искупления, и он сам оказывается своего рода орудием божественного промысла, уличающего грешников и спасающего невинных.

Герой Честертона убежден в том, что «разум разумен везде». Он верит в несокрушимость сообразного разуму нравственного закона. Острое ощущение любого нарушения этого закона позволяет о.Б. заглянуть в самый корень происшедшего, в котором преступник жертва своих собственных страстей. «Нельзя удержаться на одном уровне зла», говорит о.Б.человек, хотя бы в мыслях отступивший от заповедей и не раскаявшийся в этом, будет опускаться все ниже, до самых тяжких преступлений. Борьба не с человеком, а со страстями, обуревающими его, позволяет о.Б. иногда даже предотвратить преступление он как бы выправляет нравственное чувство человека. Сан католического священника подчеркивает призвание о.Б. проникать в глубины человеческих сердец, что позволяет безошибочно разгадывать самые темные замыслы.

Образ о.Б. несет в себе существенный притчевый элемент. Это своего рода мудрый старец начала XX века, соединяющий в себе черты христианского священника, доброго Мерлина и Порфирия Петровича. Его функция разобраться в смешении белого и черного, поставить, в нравственном отношении, все с головы обратно на ноги. «Человек может честно верить, что воровать похвально. Но разумно ли говорить, что он честно верит в бесчестность» так в притчевом стиле о.Б. опровергает кредо нравственного релятивизма.

О.Б.один из очень немногочисленных литературных героев, для которых жизнь это искусство соблюдения нравственной меры, искусство, в котором каждый шаг необходимо «проверять сознанием и совестью». Любая крайность безнравственна и социал-революционеры, и плутократы, исповедующие дарвинизм, представляют для о.Б. две стороны одной медали. Опасность возникает и тогда, когда к «нравственной ереси» привыкают, «принимают ее как должное». Английские литературоведы отмечают, что детективные способности о.Б. тесно связаны и с его эстетическим чувством: нравственное уродство, считает о.Б., всегда приводит к уродству эстетическому. По меткому наблюдению Н.Трауберг, о.Б., как и сам Честертон, рыцарь порядка и свободы, враг тирании и анархии. Радость немыслима для него без сострадания, а противопоставлены они унынию и благодушию. Чудаческая беззаботность неотделима от любви к четкости и прочности, иерархии и укладу. Смирение невозможно без высокого достоинства, крепость духа без мягкости сердца.

Лит.: Трауберг Н. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона

//Честертон Г.К. Избранные произведения. М, 1992. T.I; Robson W.W. Father Brown and others

//Chesterton O.K. A Centenary Appraisal. London, 1974.

А.Л.Цуканов

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины