Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - сун у-кун

Сун у-кун

сун у-кун

СУН У-КУН (кит.; букв. Познание Пустоты) герой романа китайского писателя У Чэн-эня «Путешествие на Запад» (середина XVI), он же Царь обезьян, Великий мудрец, Странник.

С. самый популярный герой китайских народных преданий, театральных постановок, романов, китайской народной живописи. С. рожден Небом на вершине Горы Цветов и Плодов в виде (образе) каменной обезьяны. Свое имя Познание Пустоты (вар. Познавший Небытие) получил от бессмертного даосского Патриарха Суботи, научившего его волшебству и другим знаниям. С. был провозглашен царем обезьян и 'приобрел человеческий облик. Затем побывал в Преисподней, где вычеркнул свое имя, а также имена всех обезьян из списков смертных душ. Потом украл из небесного сада персики и эликсир бессмертия, учинил беспорядки в подводном царстве, разгромил небесное войско Нефритового Императора. За буйство, безобразия и непочтительное отношение к небесным владыкам С. был наказан. По приговору Будды он был посажен в каменный ящик и придавлен горой Усан-шань. В «Путешествии на Запад» о нем сказано: За ложь и за мятежное восстанье Жестокое потерпит наказанье, А дух геройский будет осужден Молчать века и лучших ждать времен. Под влиянием бодхисатвы Гуаньинь С. раскаялся в своих преступлениях и признал Истину учения Будды, за что и был прощен. Но освобождение наступило не сразу. По приговору Будды его должен освободить праведник, отправившийся в путешествие за священными книгами. С. станет его спутником и защитником и тем искупит свои проступки. С. был освобожден Сюан Цзаном, стал его учеником и защитником. Во время путешествия «...боролся против зла и распространял добро, совершил много подвигов...», за что по окончании путешествия заслужил полное прощение и был включен в число Будд под именем Победоносного Будды.

Образ волшебной божественной обезьяны попал в Китай из Индии («Хануман» индуистская мифология,»Рамаяна», «Махабхара-та»). Возможно по причине своего индуистского происхождения, образ С. приобрел бун-тарско-богоборческие черты. Но в то же время именно благодаря им С. стал любимейшим героем китайского народа, приобретя в устном народном творчестве насыщенный и яркий образ, вдохновлявший литераторов, драматургов и живописцев на создание произведений, посвященных ему.

Лит.: Павловская Л.К. «Шихуа» как образец буддийского народного повествования

//Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги. М, 1987.

Б.Ю.Гелибтер

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины