Поиск в словарях
Искать во всех

Современная энциклопедия - арто

Арто

арто
АРТО (Artaud) Антонен (настоящее имя Антуан Мари Жозеф) (1896 1948), французский теоретик театра, режиссер, актер, поэт. Создал "Театр Альфреда Жарри" (1926 28, совместно с Р. Витраком и Р. Ароном), в 1924 26 примыкал к сюрреализму. Произведения Арто, независимо от жанра (стихи в прозе "Отрывки из дневника в аду", 1926, "Пуп чистилища", "Нервометр" оба 1925; эссе "Искусство и смерть", 1929, "Новые откровения бытия", 1937), представляют собой "фрагменты" единого проживаемого опыта "тотального отрицания", источник и нерв которого обреченность на невыразимость бытия (автоматического, хаотического, бессознательного и "пустого") и собственного "Я", которым Арто мучительно пытался овладеть.

В поисках нового искусства (с привлечением восточных традиций, мистических учений и архаического ритуала) пришел к идее "театра жестокости" (сборник "Театр и его двойник", 1938) шокового сценического действа, освобождающего от груза привычных напластований и выводящего восприятие> зрителя за пределы реальности. Последние 8 лет жизни провел в клинике для душевнобольных.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Арто АртоАнтонен (Artaud Antonin), 1896-1948 Французский поэт, прозаик, драматург и сценарист, новатор театрального языка, создатель театра жестокости. Он снискал себе славу одного из последних великих представителей героического периода модернизма, оставившего потомству «не чеканные образцы искусства, а сам неповторимый факт своего существования, поэтику, эстетику своей мысли, теологию культуры и феноменологию муки /.../ это автор, которого культура пытается разжевать, но, по сути дела, никак не раскусит» (Зонтаг С. «На пути к Арто»). Глубокий след в его творчестве оставил личностный опыт — душевная болезнь, религиозные откровения, стойкая приверженность к наркотикам. А. запечатлел поразительные по художественной силе свидетельства мучений мысли, чувства оторванности творца от собственного мышления: он становится его жертвой, а не хозяином. «Он описывает, как его мозг разваливается, портится, застывает, разжижается, сворачивается, опустошается, каменеет в полной непроницаемости: кажется, гниют уже сами слова. /.../ Арто оставил после себя самое большое количество страданий в истории литературы» (Зонтаг С. «На пути к Арто»)....
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины